Лихоманова Надежда
Артикуляционная гимнастика для детей с ОВЗ
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимый для правильного звукопроизношения.
Цель артикуляционной гимнастики - выработать четкость, ловкость, правильность движений артикуляционного аппарата, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба.
Публикация «Артикуляционная гимнастика для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения при проведении артикуляционной гимнастики используются игровые приемы, что обусловлено психологическими особенностями школьников с ОВЗ.
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, используя речевую инструкцию, так как детям с ОВЗ необходим зрительный и слуховой контроль.
Если во время проведения гимнастики язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, либо отклоняется в сторону, необходимо выполнить массаж языка в виде следующих упражнений:
1. Упражнение: «Утюг».
Дается речевая инструкция: «Ребята, давайте зажмем язык губами и погладим его».
2. Упражнение: «Накажем непослушный язычок».
Дается речевая инструкция: «Язык зажимаем зубами (прикусываем) и слегка покусываем его кончик или следующим образом: «положите язык на нижнюю губу и пошлепаем его губами, произнося «пя - пя - пя», следить за тем, чтобы язык оставался на нижней губе
Этот массаж необходим, чтобы освободить мышцы языка от напряженности, скованности.
Детям с ОВЗ, перед тем как начать упражнения выполнять, необходимо рассказать сказку о «Веселом Язычке», чтобы познакомить их с основными положениями губ и языка.
Упражнения делятся на статические и динамические.
Статические упражнения
Артикуляционные упражнения направленные на выработку правильной позы.
«Лопаточка». «Широкий расслабленный язык положили на нижнюю губу». Расскажите детям, что язычок устал и решил отдохнуть на скамеечке.
«Чашечка». «Рот широко открыли. Широкий язык подняли к верхним зубам, но не касаемся их».
Динамические упражнения
Артикуляционные упражнения направленные на правильное выполнение движений.
«Часики». «Узким кончиком языка тянемся то к одному уголку рта, затем к другому». Делается в медленном темпе под счет.
«Лошадка». «Приклеиваем» язык к небу, пощелкаем язычком». Цокать медленно и тянуть подъязычную связку.
Каждое упражнение выполняется 10- 15 секунд и повторяется 8- 10 раз четко и медленно.
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений (без сопутствующих движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости, за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, то есть возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.
Упражнения для губ.
«Улыбка». Губы растянули в улыбке так, чтобы зубы не были видны.
«Заборчик». Губы растянули в стороны, плотно прижимаем к деснам. Верхние и нижние зубы видны, как при улыбке.
«Трубочка».Губы вытягиваем вперед трубочкой.
Если детям трудно вытянуть губы вперед, предложите им дотянуться губами до чего- нибудь вкусного и взять это губами.
Гимнастика для челюстей.
1. Опускаем и поднимаем нижнюю челюсть.
2. Двигаем нижней челюстью вправо.
3. Двигаем нижней челюстью влево.
4. Попеременно двигаем нижней челюстью вправо и влево.
Значение артикуляционной гимнастики и упражнений играет немаловажную роль в коррекции нарушений речи в процессе обучения детей с ОВЗ.