Анна Блажкова
Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста
Рисование давно стало средством излечения детей от разных недугов. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее вам станут многие непростые вещи.
Опыт работы с детьми школьного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдение которых делает арттерапию более успешной и интересной. В работе с детьми в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительную динамику развития многих детей, которые посещают занятия изобразительного искусства.
Публикация «Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Занятия проходят как групповые, так и индивидуальные. Выбор изобразительных техник и материала индивидуален. Подвести ребенка к манипуляциям с красками можно несколькими способами, но, работая с особенными детьми, не все способы работают для них. Например, не все дети умеют работать по инструкции. Наиболее распространенный способ - показ взрослым манеры действий с материалом или совместные действия. Педагог словно «заражает» ребенка, увлекает за собой.
Еще один вариант работы с детьми - подборка задания, которые предполагают «свободную» манеру действий с материалами. Например, любой вариант техники монотипии или рисование на мокрой бумаге.
Рисуночные занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арттерапевтического процесса с детьми.
1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Сталкиваясь с трудностями, пусть даже мнимыми, дети реагируют привычным для них образом. Наличие трудностей любого плана – учебных, коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя слабым и незащищенным, когда-то спровоцировало появление проблем. Арттерапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить.
2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.
3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Рисование при помощи оттисков, печатей (пробок и пр., использование нетрадиционных техник рисования – монотипия, кляксография, рисование ниткой, рисование на стекле, рисование мятой бумагой, губкой, ватой, жесткой щеткой и пр. Предложения по новому использовать неизобразительные материалы может функциональных стереотипов создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости — в частности, от ритуалов, — повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей.
4. Трехмерные изображения из салфеток, мягкой бумаги делают работы объемными и оригинальными. Как правило, дети выполняют задания педагога индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей.
Изотерапия как одно из направлений арттерапии является мощным и эффективным средством в образовательной среде.