олеся самодурова
Арттерапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ с педагогическим коллективом
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время ускорение темпа жизни, изменение требований общества, внедрение ФГОС образования заставляют все чаще говорить о феномене эмоционального выгорания педагога.
Анализ ситуации в нашем образовательном учреждении показал, что средний стаж работы педагогов достаточно большой - более 30 лет. Помимо этого результаты психологической диагностики говорят о том, что педагоги испытывают симптомы эмоционального выгорания, такие как: периодические ощущения усталости и опустошённости, неудовлетворенность собой, снижение интереса к профессиональной деятельности.
Публикация «Арттерапевтические технологии в работе педагога-психолога ДОУ с педагогическим коллективом» размещена в разделах
Понимая сложность проблемы, я начала искать технологии работы, близкие и понятные педагогам – людям, как правило, творческим. Одним из эффективных методов профилактики СЭВ является арт-терапия. Еще с древнейших времен известно, что художественная деятельность обладает целительным эффектом. В последние десятилетия художественное творчество как великая целительная сила было открыто и высоко оценено вновь. Многие люди обнаружили, что арт-терапия помогает им избавиться от стресса, решать проблемы, преодолеть тяжелые переживания, и даже избавиться от неприятных физических симптомов.
Арттерапевтические технологии являются наиболее приемлемыми для работы с педагогами, поскольку обладают рядом преимуществ:
• предоставляет возможность для выражения негативных чувств в социально приемлемой форме.
• ускоряет прогресс в терапии. Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов. Невербальные формы коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной цензуры
• усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную компетентность.
• Побочным продуктом терапии искусством является удовлетворение, возникающее в результате выявления скрытых умений и их развития.
Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами собственным опытом работы в направлении профилактики СЭВ посредством арт-терапии, а именно: песочной и арттерапии.
Итак, первое направление работы это песочная терапия.
В песочной терапии используется метод Sandplay и метод рисования песком.
Sandplay – это метод психологической помощи, заключающийся в том, что с помощью песка, воды и миниатюрных фигурок на подносе создаются картины, в которых клиент бессознательно переносит особенности своего внутреннего мира.
Разыгрывая на песке сказочные сюжеты, клиент получает бесценный опыт символического разрешения жизненных ситуаций, который в виде некоторых моделей в дальнейшем использует в своем реальном поведении.
Существуют некоторые требования к оборудованию для песочной терапии:
- Ящик, дно и борта которого выкрашены в голубой или синий цвет
- Песок (мелкий, приятный на ощупь)
- Набор миниатюрных игрушек
- Кувшин с водой
Песочная терапия применяется в работе :
- Индивидуальной и групповой,
- С педагогами и с детьми.
В работе с педагогами чаще применяется групповая форма работы, где педагоги либо самостоятельно придумывают сюжет «песочной сказки», либо психологом задается тема, проблемная ситуация, которую педагоги разыгрывают на песке с помощью маленьких фигурок и ищут выход из проблемной ситуации.
С детьми так же практикуется групповая форма работы, где дети учатся конструктивному взаимодействию друг с другом, способам решению конфликтных ситуаций и др.
Так же достаточно часто с детьми используется индивидуальная форма работы, которая позволяет более глубоко поработать с проблемой ребенка.
Песочная терапия:
- Способствует эффективному разрешению внутриличностных и межличностных конфликтов,
- Позволяет соприкоснуться со своим бессознательным, с глубинным и подлинным «Я»
- позволяет в безопасном пространстве материализовать свой прошлый опыт и учиться разрешать сложные жизненные ситуации
Не менее эффективным является метод рисования песком.
- Применяется как метод выражения чувств, эмоций посредством рисования песком на специальном столе с разноцветной подсветкой.
- С помощью песка человек избавляется от негативных эмоций, приобретенных в следствие стресса или усталости, и получает невероятное эстетическое удовольствие.
Из опыта работы могу сказать, что песочная терапия не менее эффективно работает и с детьми.
- Применяется в работе с детьми как средство эмоционального развития
(Проект «Мы в мире эмоций». На занятиях дети знакомились с понятиями эмоций, способами их выражения с помощью мимики, жестов, способами графического изображения эмоций, а так же изображали на песке ситуации, в которых они испытывали те или иные чувства, а так же происходит обсуждение этих ситуаций)
Следующая техника, о которой я бы хотела рассказать – куклотерапия.
Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии (терапии искусством, основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.
Куклотерапию разные исследователи относят к различным методам психотерапевтического воздействия: к психодраме (И. Я. Медведева, Т. Л. Шишова, игротерапии (Тащева А., Гриднева С., арт-терапии (Денисова Г., Лебедева Л., либо выделяют её в отдельный метод
Виды кукол: куклы–марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие)
Мне бы хотелось поделиться опытом профилактики СЭВ педагогов посредством работы с куклами-марионетками.
В своей работе исхожу из того, что кукла - это не игрушка, а способ понять себя, осознать, что мешает в жизни и при желании это изменить. В работе придерживаюсь подхода Т. Колошиной, который она обозначает как архетипическую работу с марионеткой.
Т. Колошина считает, что работа с использованием архетипической марионетки идет на нескольких уровнях, в частности, на глубинном уровне бессознательного.
Человек, который делает куклу, по сути, персонализирует, то есть воплощает в жизнь какую-то потаённую, нереализованную часть себя. А значит, может со стороны посмотреть на себя, открыть для себя свой внутренний мир (свои чувства, желания, потребности, проблемы, в том числе те, которые вытесняются) и достичь целостности, а значит принять себя во всей полноте и неделимости…
Классическая работа с куклой-марионеткой состоит из трех этапов –
1) Изготовление куклы
2) «Оживление»,вождение и представление куклы.
3) Постановка спектакля (сказки) с участием кукол.
Некоторые специалисты считают, что достаточно только первого этапа, и никакая иная терапевтическая работа с марионеткой не требуется, другие - вводят дополнительный (третий) этап – сочинение и постановка спектакля или сказки.
В работе с педагогами я использую все три этапа работы. Рассмотрим подробней этапы работы с куклой-марионеткой.
Прежде чем создать куклу-марионетку, педагоги получают инструкцию. Возможны различные варианты. (по Т. Колошиной) :
1. Создайте куклу, которая символизирует какое-то определенное болезненное и нежелательное состояние. «У вас временами возникает определенное состояние, которое вы сами считаете плохим, тяжелым, «неправильным». Вы хотите, чтобы такого состояния у вас не возникало. Попробуйте найти слово, обозначающее это состояние и запишите его. Представьте, что кукла олицетворяет это состояние. Сделайте такую куклу».
Такой вариант работы заставляет вспомнить, что куклы традиционно служили оберегами от болезней и несчастий. Например, когда-то в русских избах обязательно возле печки висели двенадцать куколок-«лихорадок», оберегающих хозяев от различных болезней. Куклы спасали людей (брали на себя все болезни, и впоследствии уничтожались…
2. Создайте куклу, которая могла бы сыграть вас в кукольном театре. Дайте ей имя.
3. Создайте куклу - символического помощника. Перед изготовлением куклы ответьте себе на вопросы: «Какую жизненную силу мне нужно сейчас активизировать в себе? Для чего эта сила мне нужна?»
Этапы работы с куклой-марионеткой
1 этап. Изготовление куклы-марионеки.
Для изготовления куклы-марионетки потребуется следующий материал:
• Небольшой камешек или красивая бусинка.
• Баночка от «Киндер-сюрприза».
• Вата (или синтепон).
• Чулки или трикотаж телесного цвета.
• Белая ткань (50x50 см).
• Цветная ткань на верхнее платье (60x60 см).
• Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос).
• Нитки, иголки, ножницы.
• Толстая длинная игла.
• Толстая нить (лучше ирис).
• Украшения (пуговицы, тесьма, ленты, бусы и т. д.)
Цвет, фактура ткани, способы украшения кукол несут свою информацию, и потому являются диагностичными.
Если речь идет о групповом формате работы, участников заранее предупреждают о необходимости принести материалы. Если вы работаете в индивидуальном формате, то может быть использован вариант, когда клиент выбирает из имеющихся у психолога материалов (естественно, у него должен быть широкий выбор таковых).
Последовательность изготовления куклы-марионетки
1. Баночка от «киндер-сюрприза», обтягивается чулком телесного цвета, сшивается в том месте, где у куклы будет “шея” (как вариант, перед этим каркас оборачивается несколькими слоями ваты или синтепоновой подкладки)
2. У Вас получились: голова и шея. Шея должна быть не короче 5-10 см.
3. Теперь берём тот кусок белой ткани, который играет роль “нижней сорочки”, складываем вчетверо, делаем небольшое отверстие в середине и просовываем в это отверстие шею куклы. Пришиваем “нижнюю сорочку” к шее нашей куклы.
4. Точно по такому же принципу нашиваем на куклу второе - нарядное, верхнее платье.
5. Руки делаются из той же ткани, что и лицо куклы - телесного цвета. Вырезаем два кусочка ткани размером 4х7 см, сшиваем “мешочки”, набиваем их ватой и пришиваем по бокам куклы к её верхнему платью. Руки готовы.
6. Оформление лица
7. Добавление «украшений» : волосы, аксессуары (шляпы, сумочки, детали костюма и т. д.)
8. “Подвязывание” куклы-марионетки. Заправить длинную толстую нить в толстую иглу и проткнуть голову куклы в области висков. Связать нить. Её длина должна получиться около 15 см. Кукла “повиснет” на нити. Ещё две нити привязываются (пришиваются) к запястьям (правому и левому) куклы.
2этап. Представление, «оживление» и вождение куклы.
Когда кукла готова, наступает момент ее оживления или вождения марионетки – обучения ее простым движениям, поворотам, выражению эмоций и т. п.
Дальше участникам надо представить куклу группе (или терапевту, если работа происходит в индивидуальном формате). Стать ею. Пообщаться с другими куклами (участниками) от имени куклы. Рассказать о себе: сказать, как куклу зовут, как она себя здесь чувствует, какая она, чего ей хотелось бы от жизни, от себя, от окружающих, с какими сложностями она сталкивается…
Часто на данном этапе куклы вступают в диалог, начинают двигаться, возможно, ссориться или, наоборот говорить о своих симпатиях и т. д. Т. е. начинают жить «собственной жизнью».
Вопросы для обсуждения:
• Как куклу зовут (так же, как вас, или иначе?
• Какими качествами она обладает? Есть ли такие качества у вас? Если она похожа на вас, то чем именно? Если не похожа, то в чем состоят отличия?
• Какие ресурсы вашей куклы вы могли бы использовать в своей жизни?
• Если у куклы есть недостатки, то, что конкретно вас в ней не устраивает?
• Какой она должна быть, чтобы вам понравиться?
• Что вы должны сделать для достижения этого результата?
Работа с куклой может закончиться обсуждением полученного опыта (и, если необходимо, внесением изменений в облик куклы, а может включать еще один этап - сочинение истории (сказки)
3 этап. Постановка спектакля (сказки) с участием кукол.
Участники разыгрывают спектакль с участием кукол (лучше всего без предварительной подготовки, либо с минимальным обсуждением сюжета). Придумывают название сказки.
Диагностично:
- Чувства, которые испытывал клиент во время обсуждения предстоящего спектакля (если был этап обсуждения) и в процессе его постановки
- Как создавался спектакль (стиль взаимодействия, лидерство, распределение времени и функций).
- Как распределяются роли в истории (они главные или нет? Их навязывают или выбирают?
- Нравиться ли человеку результат совместной работы? Если нет, то почему?
В зависимости от целей работы можно попросить участников «переиграть» спектакль, который им не понравился, внеся необходимые изменения, или, для расширения ролевого репертуара, сыграть роли, которые, по их мнению, им абсолютно не подходят и т. д.
Основное затруднение для использования марионеток в терапии (особенно в индивидуальной терапии) связано со временем. Создание куклы длительный процесс, который занимает в среднем полтора часа. Важно, чтобы клиент сделал куклу полностью, ведь в другой день его состояние изменится и он, возможно, будет работать над совсем другой марионеткой…
Итак, я постаралась раскрыть основное содержание арттерапевтических методов, используемых мною в работе : песочной и куклотерапии.
Хочу отметить, что педагоги с удовольствием приходят на занятия и выполняют арт-терапевтические упражнения: строят картины из песка, рисуют песком, изготавливают кукол-марионеток, отмечая, что испытывают при этом совершенно необычные чувства и переживания. Этот вид деятельности, несомненно, привлекает педагогов и нравится им.
Таким образом, арт-терапия – эффективный метод для профилактики СЭВ, способствует повышению эмоционального настроя, релаксации, снятию психологического напряжения, а значит и укреплению психологического здоровья педагогов.