елена кельцина
Апробация дидактических игр по развитию глагольного словаря младших дошкольников в процессе ознакомления с миром
▼ Скачать + Заказать документы
В период с 27.09.2017 г. по 24.10.2017 г., на базе второй младшей группы «Гномики» (возраст детей 3 – 4 года) в МБДОУ «Детский сад № 13» (Рязанская область, г. Касимов, были разработаны и проведены интегрированные занятия по развитию глагольного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.
Публикация «Апробация дидактических игр по развитию глагольного словаря младших дошкольников в процессе ознакомления с миром» размещена в разделах
- Глаголы. Глагольный словарь дошкольника
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Разработанная система дидактических игр и апробация этой системы предусматривала отбор дидактических игр в соответствии со следующими критериями:
- соответствие игрового материала задачам исследования;
- включенность тех психических процессов, которые несут преимущественную нагрузку в процессе обучения;
- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.
Игры использовались во всех формах работы по формированию глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста; в повседневной жизни; активном отдыхе и непосредственно, в самостоятельной поисковой деятельности. Стоит отметить, что дети данной группы обладают разными степенями развития речи : часть из них умеют слушать, понимать речь. Многие дети коллективно участвуют в общении, как между собой, так и с педагогом.
Для развития словаря у младших дошкольников были проведены следующие дидактические игры, направленные на развитие глагольного словаря : «Укладывание куклы Нины спать», «Кормление куклы», «Купание куклы Тани», «Кукла Катя проснулась», «Покажи игрушку!», «Что изменилось?».
Дидактическая игра №1 «Укладывание куклы Нины спать»
Цель: расширять запас понимаемых слов, учить по слову взрослого находить и показывать предметы, а также осуществлять с ними действия, приучать отвечать на вопросы, продолжать расширять и обогащать словарный запас.
Анализ игры: игра проводилась с подгруппой детей (5 человек, что способствовало созданию эмоционального контакта, сближающего детей между собой и стимулирующего доброжелательного отношения к сверстникам.
Цель игры была достигнута с помощью наводящих вопросов воспитателя. Не все дети сразу называли предметы одежды у куклы и ее действия. Тем не менее, игра детям понравилась: в неё играли четыре раза, и они просили ещё. Во время игры все дети проявляли речевую активность по мере своих возможностей.
Дидактическая игра №2 «Кормление куклы»
Цель: учить осуществлять действия с предметами, продолжать расширять и обогащать словарный запас глаголами.
Анализ игры: игра проводилась со всеми детьми. С заданием справились с помощью наводящих вопросов. Понравился один момент: одна из воспитанниц принесла поднос. А когда спросили, что это у неё, она сказала - это торт. Было решено развить события и сказать детям, что сейчас кукла пообедает, а потом пригласит в гости своих подружек-кукол и будет угощать их чаем с тортом. Так, игра приобрела продолжение в дальнейшей, самостоятельной игре детей.
Дидактическая игра №3 «Покажи игрушку!»
Цель: развитие речевого слуха – умение слушать слова, помогает запоминать названия различных предметов и животных.
Анализ игры: Игра проводилась со всей группой. В эту игру дети играли с удовольствием. Только у некоторых детей вызвало затруднение произнесение окончаний слов в творительном падеже.
Дидактическая игра №4 «Что изменилось?»
Цель: упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий, замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, развивать речь.
Анализ игры: В начале игры дети пропускали глаголы в своей речи. Но к концу игры большинство детей использовали в речи слова, обозначающие действия матрешек : «матрешка спряталась», «матрешка прибежала», «она стоит на месте». Так же дети активно использовали слова, обозначающие цвет и величину предметов.
Дидактическая игра №5 «Купание куклы Тани»
Цель: помочь детям запомнить названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная теплая (вода); учить играть с куклой.
Анализ игры: Это занятие помогло малышам закрепить знания о предметах личной гигиены, о действиях с ними. Дети упражнялись в употреблении антонимов, прилагательных, глаголов. Действия с куклой вызвали положительные эмоции у детей, что благоприятно отразилось на их развитии.
Дидактическая игра №6 «Кукла Катя проснулась»
Цель: закрепить знания детей о названии одежды куклы; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.
Анализ игры: Эта игра доставила детям большую радость. Они с интересом находили соответствующую кукольную одежду. При одевании куклы проявляли наблюдательность, внимание и двигательную активность. Достаточно хорошо запомнили последовательность одевания. Все дети правильно стали называть предметы одежды, использовать в речи обобщающее слово «одежда». Дети правильно называли действия куклы («кукла подняла руку», «кукла сидит», «кукла пошла гулять»). Деятельность детей явилась перспективой сюжетной игры с куклами.
Таким образом, в результате использования дидактических игр в индивидуальных и групповых видах работы с детьми повышается уровень речевого развития, развивается память, внимание.
Использование дидактических игр предусматривает применение специальных заданий для накопления сенсорного опыта, развития внимания, памяти, речи. Также во время игры происходит активизация и развитие мелкой моторики рук, что способствует развитию активной и пассивной речи. Во время игры у ребенка расширяется словарный запас, развивается слуховое внимание, правильное произношение слов, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги.
Проведя серию игр можно отметить, что с каждым повтором игры дети узнают и называют всё больше предметов, а значит, активизируется их словарь. Кроме того, дети стали пользоваться этими словами и в повседневной жизни, играя друг с другом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на развитие глагольного словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Проведенное нами исследование по теме «Развитие глагольного словаря детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром» позволило сделать ряд основополагающих выводов.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.
Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Ознакомление с окружающим миром в воспитательно-образовательной работе с детьми использовалось в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
в-третьих, активного включения детей.
Таким образом, мы подтвердили цель данного исследования о том, что развитие глагольного словаря будет эффективно при следующих условиях :
- целенаправленной работы по обогащению словаря через рассматривание различных предметов и материалов, их свойств и качеств;
- организации дидактических игр и игр-инсценировок с предметами.
Таким образом, результаты практической работы подтвердили необходимость серьезной работы с детьми 3 – 4 лет по развитию глагольного словаря в процессе ознакомления с предметным миром.
Цель исследования была достигнута