Пузакова Надежда Андреевна
Аппликация из природных материалов. Обучение детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аппликация из природных материалов.
Обучение детей старшего дошкольного возраста.
Аппликация -художественная техника, основанная на вырезании, наложении и закреплении деталей на фоне. Для аппликации подойдут такие природные материалы, как: засушенная листва деревьев и кустарников, целые мелкие или разделенные на лепестки головки крупных цветов, тополиный пух, чешуйки шишек, скорлупа яиц, семена овощей, фруктов, цветов, срезы веточек, соломка, береста и др.
Темочки:
- - Природный материал. Аппликации
- Аппликации из природного материала
- Аппликации. Методические материалы
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Поделки из природного материала
- Поделки. Мастерим с детьми
- Старшая группа
- Темочки
Фоном может служить цв. бумага и картон или раскрашенный лист бумаги. Детали лучше всего наклеивать клеем ПВА.
Дети с удовольствием занимаются аппликацией из природного материала, особенно из засушенных листьев, так как наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения. В то же время ребенку приходится сосредотачиваться на точности и аккуратности во время действий с хрупкими и ломкими листочками, что положительно сказывается на развитии мелкой моторики. Своеобразие окраски, формы и размера листьев будят воображение, заставляя соотносить их с внешним видом животных, птиц, предметов. Наиболее эффективно обучать детей выполнению аппликации из засушенных растений примерно в такой последовательности:
1. Создание декоративных композиций на полосе, квадрате, круге целых, неразрезанных листьев.
2. Изображение предметов из одного или нескольких целых листочков с дорисовкой мелких деталей.
3. Изображение предметов из деталей, часть которых получены приемом разрезания листочка по прямой линии.
4. Изображение предметов из вырезанных деталей любой формы из листочка.
Достаточная сенсорная развитость в этом возрасте делает декоративную композицию более простой и доступной, чем предметное изображение, поэтому на начальном этапе можно чаще планировать выполнение узоров на круге или квадрате. Кроме засушенных листьев можно использовать семена овощей и фруктов. Декоративные и предметные изображения из этих материалов крепятся на пластилине, нанесенном тонким слоем на картон, а по мере приобретения навыков можно применять клей ПВА. По мере овладения приемами аппликации из засушенных листьев дети могут перейти к созданию сюжетных композиций, в которых могут быть предметы, выполненные приемом «обрыва» (камни, горы, или предметы, выполненные при помощи приклеивания крошки сухой листвы (крона дерева, стог). Учитывая возрастные особенности необходимо обязательное использование наглядности в виде красочных образцов, схем, создание игровых ситуаций, прихода сказочных персонажей (Лесовичка, царевны Осени, Листопадничка, выполнения коллективных работ, практического применения детских работ в оформлении интерьера или в качестве сувениров. Работа с природным материалом кроме практических занятий подразумевает проведение дидактических игр, рассматривание природного материала, собранного на прогулке. Детей также нужно научить заготавливать и засушивать природный материал (раскладывать между листами для просушки). Опыты по выявлению и сравнению свойств засушенных листьев и вырезанных из бумаги не только будут развивать мышление ребенка, но и пополнят его словарь определениями (хрупкий, ломкий и т. д., подскажут, что обращаться с природным материалом надо бережно. Аппликации из природного материала особенно влияют на творческое воображение и произвольное внимание детей. В природе ни один листок не похож на другой, и чтобы увидеть в листочке жука, дельфина, ежа или туловище рыбки ребенку необходимо сосредоточить все свое внимание и пофантазировать. Большие художественные возможности раскрывает перед детьми и многообразие цветовой окраски листьев, даже неравномерность окраски на одном и том же листке поможет создать более живописный и выразительный образ. Красочность мозаичным работам из скорлупы и семян придаст использование цветной бумаги в основе изображения. Аппликация из скорлупы и семян достаточна трудоемка, поэтому, чтобы интерес к работе не снижался можно использовать коллективные задания по типу «разрезной азбуки» или когда каждый ребенок выполняет изображение части предмета, которое затем объединяется общим, не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к окружающему миру. В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика рук, восприятие, мышление, внимание, интеллектуальная и творческая активность, что является необходимым условием будущего успешного обучения в школе.