Любовь Владимировна Волкова
Аналитический отчёт по инновационной деятельности с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства
Задачи:
Развивающие: Развитие психических процессов: наблюдательности, образной памяти творческого воображения, креативного мышления; Развитие эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств личности ребёнка, в основе которых лежит потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные: Формирование художественного вкуса, эстетического осознания произведений искусства; Воспитание интереса к разным видам художественного творчества.
Публикация «Аналитический отчёт по инновационной деятельности с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: Формирование знаний о средствах художественной выразительности; Формирование знаний о видах художественно-творческой деятельности и специфических, для каждого, из них изобразительных средствах.
За период учебного года 2020-2021 проводились занятия по инновационному проекту «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства». По данной теме проводились мероприятия «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством русских художников - пейзажистов». Занятия проводились один раз в месяц, длительность 30 минут, что соответствует старшему возрасту. На занятиях широко использовались средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперировала изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: композиция, колорит, пространство, симметрия, пейзаж.
С творчеством наших великих живописцев мы знакомим детей, как правило, с детства. Будь то репродукции картин, висящие на стене детского сада или уменьшенные их варианты в книгах. Одним из наиболее узнаваемых среди наших замечательных художников является Исаак Ильич Левитан. Картины природы, сотворённые художником пейзажистом, вызывают у нас щемящее чувство очень близкого, родного, но одновременно из-за нашей быстро проносящейся в заботах жизни чего-то безвозвратно уходящего. Действительно, где найти время и возможность, чтобы насладиться красотой осенней природы. И эту красоту, душевность и тихость русской природы передал художник И. И. Левитан в картине «Золотая осень. Слободка». Пронзительным аккордом звучит в картине самая яркая осенняя пора, пиршество природы. Перед нами скромный, осенний пейзаж: небольшая деревня, крестьянские огороды, поле и лес.
Знакомя детей с жанровыми произведениями, раскрывала перед ними картину окружающего мира, значимость труда самого художника, своеобразие его мастерства, рассказывала, что побудило художника написать эту картину. Так подводила детей к осознанию замысла художника (о чем написана картина, к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. Особое место живопись занимает и в развитии речи. Ведь речь ребенка - показатель того, насколько он понял содержание произведения. Также развиваются эстетические чувства, которые проявляются у детей вначале в эмоциональных и речевых реакциях, а затем, при дальнейшем ознакомлении их с искусством, в собственной художественной деятельности.
Искусство раскрывает содержание, формы, духовный смысл отношений человека к природе и обществу, когда оно через посредство педагога воздействует на юное поколение.
Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.
Рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица». Б. М. Кустодиев создаёт яркий, впечатляющий и убедительный образ народной Руси. В этой картине большое место занимает пейзаж, величавое изображение русской природы. Сцена масленичного катанья превращается здесь в необычайно гармоничный образ красоты национального русского праздника. Картина захватывает своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Катят навстречу друг другу сани; разрумянились лица людей, сверкают на солнце медные бляшки сбруй; лоснятся упругие, сильные спины лошадей, бодро, весело и резво бегущих по сугробам. И сравнение в наше время праздник масленица, вызвало у детей эмоциональный отклик.
Учила детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью на примере Знакомство с творчеством И. И. Машкова. Рассматривание картины «Снедь московская. Хлебы». Голодным смотреть запрещается – такое предупреждение должно предварять взгляд на картину. На овальном тёмно-красном столе изобилие различных хлебобулочных изделий, провоцирующие желание немедленно протянуть руку и взять с верхней полки огромный крендель, второй рукой-мягкую булочку внизу отломить, третью запустить в баранки, четвёртой потянуться за посыпанным сахарной пудрой кексом… В общем, рук желательно иметь много. Здесь и тёмный подовый хлеб, и сухарики, и пирожные, и батон, и каравай. Сложно не ощутить ароматы свежеиспечённого хлеба, глядя на московские «хлебы».
Опыт показывает: что из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей. Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений. Старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине. Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребёнка. Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира богаче и чище он будет.
Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
И хотя в народе говорят: «Век живи-век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребенка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интереса к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Очень важно научить ребенка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их отображают в своем творчестве художники. Каждый показывает их необычность, привлекает внимание к тому. Что он любит, что ему нравиться или чем он огорчен, показывает свое отношение к изображаемому художниками.
Искусство есть главное достояние, накопленное человечеством, оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление детей с жанровой живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентаций в старшем дошкольном возрасте, как, например, умения выказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней людям, предметам, природе, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне или наблюдаемому детьми в реальной жизни.