Юлия Суворова
Аналитический отчет за межаттестационный период с 2009 по 2011 годы, Суворовой Ю. В.
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Филатовская специальная (коррекционная) школа – интернат для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья»
за межаттестационный период с 2009 по 2011 годы
Публикация «Аналитический отчет за межаттестационный период с 2009 по 2011 годы, Суворовой Ю, В,» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
«Инновационные технологии в воспитательном процессе как средства формирования социальной компетентности воспитанников c ограниченными возможностями здоровья»
составитель: Суворова
Юлия Владимировна,
воспитатель
1 квалификационная
категория
с. Филатовское, 2011 г.
Содержание
Введение… с. 3-4
1. Аналитическая часть
1.1. Анализ результатов деятельности по формированию
социальной компетентности воспитанников…. с. 5-6
1.2. Описание инновационных технологий, используемых в
воспитательном процессе ….…. с. 7-9
1.3. Анализ получения образовательных результатов …. с. 10-12
2. Проектная часть….…. …. с. 13
Заключение…с. 14
Список литературы…. с. 15
Приложение 1. Уровень социального развития 5 группы 2010-2011г. г.
Приложение 2. Общий уровень воспитанности детей 5 группы
Приложение 3. «Гражданин»
Приложение 4. «Семьянин»
Приложение 5. «Труженик»
Приложение 6. «Приверженец здорового образа жизни»
Приложение 7. «Творец и ценитель прекрасного»
Введение
В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных и коммуникационных технологий в работе с детьми. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. Компьютеризация и информатизация создали современные эффективные методы формирования социальной компетенции. Использование в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья новых информационных технологий, проектных методик, Интернет-ресурсов, обеспечивает индивидуализацию дифференциацию воспитания с учетом возможностей, способностей и уровнем развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, облегчает работу воспитателя на занятии и способствует формированию ключевых компетенций воспитанников. Помогает детям данной категории почувствовать себя успешными, современными.
В связи с этим возникает противоречие между изменениями в информационной, коммуникационной и профессиональной сферах и недостаточной разработанностью содержательных, методических и технологических аспектов образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Все это привело меня к выбору методической темы: «Инновационные технологии в воспитательном процессе как средства формирования социальной компетентности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» и помогло определить цель своей педагогической деятельности в межаттестационный период : создание и обеспечение условий, способствующих формированию социальных компетенций воспитанников, через решение следующих задач:
1. Обеспечивать условия для формирования ключевых компетентностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс.
2. Мотивировать детей на совместную проектную деятельность воспитанников.
3. Повышение профессионализма через самообразовательную работу, курсовую подготовку, изучение опыта педагогов-новаторов.
Цель моего аналитического отчета : осуществить анализ и дать оценку собственной деятельности по эффективности внедрения в практику инновационных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ результатов внедрения инновационных педагогических технологий в воспитательный процесс.
2. Сделать выводы об эффективности своей деятельности.
3. Наметить программу деятельности на следующий аттестационный период.
Объектом аналитического отчета является педагогический процесс, направленный на формирование социальной компетентности воспитанников посредством внедрения инновационных технологий.
Предметом аналитического отчета являются формы и приемы внедрения инновационных технологий в воспитательный процесс.
1. Аналитическая часть
1.1 Анализ результатов деятельности по формированию социальной компетентности воспитанников
Проблема формирования социальных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна и широко освещается в современной научно – методической педагогической литературе. Для успешной деятельности по формированию социальной компетентности я применяю инновационные технологии, изученные мной.
В связи с тем, что воспитанники моей группы страдают определёнными отклонениями познавательной, эмоционально-волевой сферах личности, использование инновационных технологий в моей педагогической деятельности способствует повышению интереса воспитанников к досуговым мероприятиям, способствует развитию навыков и желанию работать сообща, облегчает преодоление трудностей обусловленных ограниченными возможностями здоровья.
Большое значение придаю организации воспитывающей среды, используя инновационные технологии:
1. Организую совместную работу по оформлению игровой и спальных комнат детей, их личных уголков.
2. Формирую позитивный характер межличностных отношений в группе путем включения всех детей в совместную деятельность внутри группы при проведении досуговых мероприятий, используя технологию проектной деятельности.
3. Осуществляю организацию взаимодействия с ближайшим социальным окружением через проведение шефской работы, посещения дома культуры, почты, магазинов, проведения трудовых десантов по благоустройству территории памятника воинам Великой Отечественной войны.
4. Организую творческую, трудовую, досуговую, деятельность детей в виде участия в групповых, школьных мероприятиях, праздниках, тематических неделях, выставках, спортивных соревнованиях, а также через участие в деятельности детской организации «Радуга».
Создав условия для формирования компетентностей, необходимых для успешной адаптации и вхождения в социум воспитанников, через внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс, я добилась качественных изменений в показателях мониторинга уровня социального развития детей своей группы (Приложение №1). Общий уровень социального развития детей моей группы составлял в 2009-2010 уч. г. : 1,4 балла, а в 2010-2011 уч. г. : 1,8 балла. Положительная динамика составила 0,4 балла (Приложение № 2)
Проанализировав свою деятельность, направленную на формирование социальной готовности воспитанников было выявлено следующее противоречие: между наличием знаний и умений, полученных детьми благодаря применению инновационных технологий и необходимостью и способами применения их в реальной жизни.
Данное противоречие позволяет сформулировать проблему: неумение воспитанниками применять знания, умения в осуществлении социальных связей, правильно выбрать формы, модели поведения в активной деятельности в социуме.
1.2. Описание инновационных технологий, используемых в воспитательном процессе
Для формирования социальной компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья, я наметила следующие мероприятия:
- отбор и использование в своей педагогической деятельности инновационных технологий;
- разработка программы воспитательной работы;
- мониторинг уровня социального развития каждого воспитанника.
Основываясь на результатах мониторинга, я организую свою деятельность по формированию социальной компетентности воспитанников группы ежегодно и опираюсь на основные направления деятельности, отраженные в программе воспитания школы и программе воспитательной работы:
Нравственное
Физическое
Трудовое
Художественно-эстетическое
Патриотическое
Экологическое воспитание
На досуговых мероприятиях по нравственному и патриотическому воспитанию я использую технологию интерактивного обучения как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений педагога и воспитанника. Процесс воспитания организуется таким образом, что воспитанники учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы. Знакомя детей с темой «Моя малая Родина» я организовывала экскурсии по достопримечательностям села Филатовского (музей, памятники, родники, вместе с детьми принимала участие в сельских митингах (изготовление венка Славы, несение почетного караула у памятника Неизвестному солдату). Под моим руководством воспитанники участвуют в концертах ко дню пожилого человека, ко дню Учителя, ко дню Победы и др. в выставках к различным праздникам. Благодаря работе, проведенной по патриотическому и нравственному воспитанию изменились показатели мониторинга уровня социального развития детей группы (Приложение №3,4).
Используемая мной технология проектного обучения на занятиях по экологическому и трудовому воспитанию, ориентирована на творческую самореализацию личности воспитанника путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания творческого проекта. Благодаря работе над проектами «Самая зеленая комната», «Дизайн комнат», «Копилка добрых дел» получен результат – повышение уровня социального развития по показателям мониторинга (Приложение № 5)
В настоящее время стало возможным достаточно широкое применение компьютерных технологий. В частности, на своих занятиях по физическому и художественно-эстетическому воспитанию я широко использую компьютерные презентации. Благодаря этому для детей стали интересными профилактические занятия, например: «Скажем: нет вредным привычкам», «Курить – здоровью вредить», практические занятия, где дети с интересом изготовляли поделки своими руками, например, цикл занятий: «Мастерская Деда Мороза». Благодаря проведенной работе по данным направлениям уровень социального развития изменился (Приложение №6, 7).
Наряду с вышеописанными результатами по реализации программы воспитательной работы я мотивировала воспитанников на выбор и посещение кружков по интересам и их возможностям, опираясь на индивидуально личностные качества воспитанников, что послужило активному участию в кружковой деятельности школы. 90% моих воспитанников посещают кружки и секции.
Танцевальный кружок «Улыбка» посещает 1 человек
«Родничок» (фолькл. ансамбль) – 1 человек
«Общая физическая подготовка» - 4 человека
«Вязание крючком» - 2 человек
«Самбо» - 3 человека
Театральный кружок «Маска» - 2 человека
Результатом являются участие и выступление в праздниках, концертах, выставках, творческих отчетах, награждение воспитанников грамотами, дипломами, благодарственные письма, что положительно влияет на развитие личностных качеств детей с отклонениями в развитии.
Проанализировав свою деятельность, я пришла к выводу, что проделанная работа способствовала положительной динамике социальной компетентности воспитанников, наряду с этим положительную динамику имел и мониторинг уровня социального развития.
1.3. Анализ получения образовательных результатов
Положительную динамику мониторинга уровня развития детей своей группы я получила благодаря систематической, целенаправленной работе, с применением инновационных технологий, организации воспитывающей среды, создание ситуаций, способствующих развитию коммуникативных качеств.
Я считаю, что все вышеизложенное позволяет сделать выводы о том, что мои методы воздействия педагогически целесообразны и результативны.
Постоянно повышаю свой профессиональный уровень образования. Участвую в методической работе через выступления на заседаниях группы педагогического общения в образовательном учреждении. Участвовала в работе творческой группы по корректировке программы воспитательной работы в разделе «Патриотическое воспитание». Провела мастер-классы для педагогов «Электронное портфолио воспитателя» и «Использование анимационных, информационных ресурсов ПК в работе воспитателя».
В 2010 году была слушателем на семинаре, проводимого Институтом развития регионального образования Свердловской области. Тема семинара: «Организация и содержание воспитательной работы в коррекционном образовательном учреждении».
Для поддержания имиджа нашего образовательного учреждения являюсь постоянным участником интернет - сообществ «педсовет. ру» и «сеть творческих учителей», а так же оформила свой мини-сайт в сообществе творческих учителей «nsportal.ru», о чем имею Сертификат и свидетельства о публикациях.
Моя педагогическая деятельность в межаттестационный период отмечена грамотами, дипломами, сертификатами:
благодарность за активное участие в проведении конкурса «Наш адрес - Страна Мастеров», интернет - сайт «Страна мастеров» 2010 г. ;
сертификат участника конкурса «Лучший дизайн 2009/2010» на сайте «Всероссийский интернет-педсовет» 2010г. ;
благодарственное письмо за представление на 3 всемирный интернет - конкурс «Дети рисуют свой русский мир» рисунков 2011 г. ;
благодарность за участие в конкурсе «Осенние композиции» в рамках урожайной недели 2011 г. ;
благодарность за активное участие в проведении конкурса «Школьный дизайн», интернет - сайт «Страна мастеров» 2011 г. ;
диплом за 3 место за участие в первом всероссийском конкурсе «Активные методы обучения» в номинации «Воспитание и внеурочная деятельность» 2011г. ;
сертификат участника Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе 2011 г.
Кроме этого постоянно инициирую детей к участию в различных творческих конкурсах, что подтверждается дипломами и грамотами:
благодарности за участие в областном фестивале творчества детей с ограниченными возможностями «Мы всё можем» 2010 г. ;
диплом за 5 место в творческом конкурсе «Наш адрес - страна мастеров» интернет-сайт «Страна мастеров» в номинации «Страна мастеров в нашей жизни» 2010 г. ;
дипломы за участие в 3 всемирном интернет-конкурсе рисунка «Покорение космоса» 2011 г. ;
диплом за 4 место в творческом конкурсе «Звездный путь Мастеров» интернет-сайта «Страна Мастеров» 2011г. ;
дипломы за активное участие в интернет-конкурсе рисунка «Космическая целина» 2011 г. ;
сертификаты за активное участие в интернет-конкурсе рисунков «Космическая одиссея» 2011 г. ;
диплом за 5 место в международном творческом конкурсе «Школьный дизайн» интернет-сайта «Страна Мастеров» в номинации «Обложка» 2011г. ;
диплом за 2 место во всероссийском конкурсе детских рисунков «Вода, вода» 2011 г. ;
диплом за 3 место во всероссийском конкурсе детских рисунков «Червячок и паучок» 2011 г. ;
диплом конкурса «Навстречу звездам» в номинации «Приз зрительских симпатий» 2011г.
2. Проектная часть
«На сегодняшний день основной проблемой выпускников интернатных учреждений для детей – сирот является недостаточная готовность к самостоятельной жизни в изменившихся условиях, которая выражается в размытости жизненной перспективы, склонности к материальному иждивенчеству, нарушении коммуникативной деятельности».
А. М. Щербакова, Н. В. Москаленко. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений 8 вида. Институт коррекционной педагогики РАО Москва.
Поэтому, в следующий межаттестационный период я продолжу работу по формированию социальной компетентности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, для успешной адаптации в социуме т. к эта тема продолжает оставаться актуальной.
Цель: создание и обеспечение условий, способствующих формированию социальных компетенций воспитанников, используя инновационные технологии.
Задачи:
- подобрать и изучить методическую литературу для успешной работы по обозначенной теме;
- повышать уровень профессионализма в плане отбора и использования форм организации воспитательного процесса, максимально приближенного к реальной действительности в части нравственного и трудового воспитания;
- осуществлять мониторинг социального развития детей.
Заключение
Завершая свой аналитический отчет, хочу дать оценку своей деятельности и признать ее эффективной, так как цель моей педагогической деятельности в межаттестационный период по формированию социальной компетентности воспитанников для успешной адаптации в социуме подтверждается следующими результатами:
1. Обеспечены условия для формирования ключевых компетентностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через внедрение инновационных технологий в воспитательный процесс.
2. Сформирована мотивация на совместную проектную деятельность воспитанников.
3. мониторинг уровня социального развития детей свидетельствует о положительной динамике (Приложения 1-7)
В конечном итоге я хочу видеть результат своего труда в способности и готовности воспитанников к успешной адаптации в социуме, в проявлении черт «гражданина, семьянина, приверженца здорового образа жизни, творца прекрасного», как определено в Образовательной программе школы на 2010-2013 годы. А используемые мною для организации педагогического процесса основы гуманистических принципов (диалогизации, проблематизаци, индивидуализации, персонификации) и личностно-ориентированного подхода в воспитании детей будут способствовать осуществлению поставленных целей.
Список литературы
1. Гаврилычева Г. Ф., Худенко Е. Д. «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме». М. : И-Аркти, 2006 г. ;
2. Закон РФ «ОБ Образовании»;
3. Закон Свердловской области «Об образовании»;
4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года;
5. Конвенция о правах ребёнка;
6. Национальная инициатива «Наша новая школа»;
7. Новоторцева Н. В. «Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь». Издание 3-е, перераб., дополнен. Ярославль: 1999 г. ;
8. Образовательная программа школы на 2010-2013 годы;
9. Программа Воспитания;
10. Программа Здоровья;
11. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для воспитанников с отклонениями в развитии;
12. Устав школы;
13. Федеральный Государственный образовательный стандарт;
14. Шнейдер С. Ф. «Учимся использовать новые образовательные технологии» Начальная школа плюс: до и после. 2004.№11.