Анна Некрасова
Аналитический отчет за межаттестационный период 2013–2015 гг. на высшую категорию (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28 «Колокольчик»
Режевской городской округ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ОТЧЕТ
о профессиональной деятельности учителя-логопеда
Некрасовой Анны Сергеевны
за межаттестационный период
с 2013 по 2015 годы.
г. Реж, 2015 год.
Вводная часть.
1.1. Информация об аттестуемом педагоге.
1.2. Цель аналитического отчета.
Публикация «Аналитический отчет за межаттестационный период 2013–2015 гг, на высшую категорию (1 часть)» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
1.3. Задачи аналитического отчета.
Аналитическая часть.
2.1. Основные направления коррекционно- педагогической деятельности с детьми за межаттестационный период 2013 -2015 г. г.
2.2. Анализ освоения детьми речевой группы образовательной области «Речевое развитие», проектирование и организация коррекционно- образовательной деятельности в рамках комплексно- тематической образовательной модели.
2.2.1. Анализ результатов коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за межаттестационный период
2.2.2. Приоритетное использование современных педагогических технологий в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР (технология «песочной терапии»).
-Актуальность вопроса, проблемы, противоречия.
-Система коррекционно-педагогической работы с использованием технологии «песочной терапии».
-Результаты коррекции по преодолению речевых недостатков у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
-Проектирование и построение коррекционно- развивающей предметно-проcтранственной среды в речевой группе.
-Взаимодействие с семьями воспитанников.
-Развитие профессиональной компетентности.
-Заключение.
Проектная часть.
3.1. Концептуально-прогностическая составляющая проекта.
-Ценностные приоритеты.
-Главная стратегическая цель деятельности.
-Задачи реализации проектируемой образовательной деятельности.
3.2. Программа деятельности учителя-логопеда на 2015-2020 годы
-Ожидаемые результаты.
-Выводы.
-Список литературы.
Приложения.
4.1. Рабочая программа учителя- логопеда.
4.2. Портфолио учителя- логопеда.
4.4. Паспорт речевой подготовительной группы.
4.5. Папка документов учителя- логопеда подготовительной речевой группы по организации коррекционно-образовательной деятельности в 2015-2016 учебном году.
4.6. Документация по взаимодействию с семьями воспитанников.
Вводная часть.
Информация об аттестуемом педагоге
1.1. Цель аналитического отчета.
Проанализировать и дать оценку
собственной педагогической деятельности
в межаттестационный период с 2013 по 2015 годы.
1.3. В ходе работы над аналитическим отчетом определены следующие задачи:
1. Вычленить ведущие проблем, решаемые в прошедший межаттестационный период.
2. Сделать анализ проделанной работы по коррекции речевых недостатков у гиперактивных детей с использованием игровых технологий.
3. Спроектировать пути решения возникших противоречий в предстоящий межаттестационный период.
Аналитическая часть.
2.1. Основные направления коррекционно – педагогической деятельности с детьми за межаттестационный период 2013-2015 гг.
За прошедший межаттестационный период хочу представить систему игр и упражнений, направленную на осознанную автоматизацию звуков.
Тема работы звучит так: «Использование песочной игротерапии в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР».
Объект исследования. Осознанное, системное и последовательное усвоение детьми игр и упражнений с использованием песка.
Предмет исследования. Выявление и теоретическое обоснование влияния игротерапии на развитие речи и всех психических процессов у детей с ОНР и гиперактивностью.
Цель. Формирование у детей фонетически чёткой, лексически богатой, грамматически правильной речи.
Задачи.
• Обновить методики проведения педагогического мониторинга результатов уровня речевого развития детей;
• Определить и реализовать индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка - дошкольника с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей;
• Систематизировать картотеку коррекционно – развивающих игр и упражнений с использованием песка в работе над звукопроизношением;
• Распространить знания среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
Ещё одним направлением коррекционно – педагогической деятельности была работа по коррекции гиперактивности у детей с ОНР.
Задачи:
• Снятие напряжения и тревожности у детей с ОНР;
• Развитие навыков общения и игровых умений, регуляция социальных отношений;
• Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении ребёнка.
Руководствуясь данными целями и задачами в достижении желаемого эффекта в коррекционной работе, использовала следующие законодательные, нормативно – правовые, программно - методические документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001г. №197-ФЗ (ред. от
23.04.2012г.).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
4. Письмо МОиПО СО от 11.07.2014 г. № 02-11-024767 «О вступлении в действие Порядка аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276»
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30 декабря 2014 г. № 331-д «Об организации и проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области» с приложениями:
6. Конституция Российской Федерации, ст. 43, 72.
7. Письмо Министерства Образования РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий.
8. Приказ от 15 января 2015 года №36/01-07 Управления образования Администрации Режевского городского округа «Об утверждении регламента работы территориального представительства ГАК в муниципальном образовании Режевского городского округа в 2015 году».
9. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с нарушениями речи (в соответствии с ФГОС ДО). – СПб., 2014.
10. Филичева Л. Б., Чиркина Г. В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-7-го года жизни. – М., 1989.
11. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
12. Заваденко Н. Н. Как понять ребё нка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2001.
13. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения. – М., 2006.
14. Статьи из журналов «Дошкольное воспитание» №1, 2007., №1, 2009., №3, 2009., №12, 2008., №6, 2008., №1,2, 2008.
2.2. Анализ освоения детьми речевой области «Речевое развитие», проектирование и организация коррекционно – образовательной деятельности в рамках комплексно – тематической модели.
С 2013 года я вместе с педагогическим коллективом начала изучение и освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1179 от 10.10.2012 года.) Коллективом разработана и принята образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования.
Образовательная деятельность планируется и реализуются в дошкольном образовательном учреждении по 5 направлениям (образовательным областям) :
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Речевое развитие;
Профессиональная деятельность учителя- логопеда напрямую связана с реализацией задач речевого развития детей, воспитанием звуковой культуры речи, развитием словаря, формированием грамматической культуры речи.
Осуществление задач коррекционно - развивающей работы в рамках речевого развития :
* владение речью, как средством общения и культуры;
* обогащение активного словаря;
* развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
* развитие речевого творчества;
* развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
* формирование звуковой культуры речи.
Соблюдая принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала и принцип постепенности подачи учебного материала у детей формируется фонетически чёткая, лексически богатая, грамматически правильная речь-это основа, заложена в годовом календарно - тематическом плане, представленном 36 темами. Каждая тема обеспечивает переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств, развивает лексико - грамматическую сторону речи, обогащает словарь, формируем коммуникативные навыки, совершенствует фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Это дает возможность логопеду успешно решать задачи образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Принцип индивидуализации и учета возможностей, принцип особенностей развития и потребностей каждого ребенка привёл нас к созданию и апробированию образовательной коррекционно – развивающей программы для детей с синдромом Дауна и задержкой речевого развития. Это способствовало повышения уровня развития и социальной активности детей с ОВЗ.
Успешность решения задач речевого развития дошкольника обеспечивают концептуальные подходы, а именно:
1. Объектом коррекционной работы является личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно – двигательной, соматической, интеллектуально – речевой сферах или отклонении в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и адаптацию.
2. Содержание коррекционной работы представляет собой комплекс психолого – педагогических воздействий и специально разработанных программ, основанных на ведущих для каждого возрастного периода онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции, и должно быть направлено на решение конкретных формирования личности, позитивного изменения отдельных её свойств или психических функций.
3. Целостность системы коррекционной работы достигается за счёт согласования включения в её содержание: нейропсихологической и педагогической диагностики; проектирование индивидуального коррекционно – образовательного маршрута; использование современных корркционных технологий; организации единого образовательного пространства: семья, ДОУ, специалисты; психолого – педагогического, логопедического соправождения по мере необходимости.
Одной из основных задач нашей Программы является овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно – развивающие, индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Конспекты занятий учителя-логопеда приведены в специально разработанных пособиях по обучению грамоте и по работе над звукопроизношением с использованием песка.
2.2.1. Анализ результатов коррекционно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за межаттестационный период.
Основным результатом моей работы в межаттестационный период стало создание пособия, содержащего перспективное планирование и конспекты занятий по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.
Подбирая игры для работы с детьми, я учитывала такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Такие трудности у детей сказываются на всех формах общения и межличностных отношениях. Это позволило мне разработать пособие, которое представляет собой систему игр и упражнений, направленную на осознанную автоматизацию звуков, развития слухового внимания, памяти, развития фонематического восприятия, лексико – грамматических категорий языка и связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией.
С появлением в нашем ДОУ детей с ОВЗ натолкнуло нас на создание коррекционно – развивающей программы для детей с синдромом Дауна и задержкой речевого развития.
Кроме того, продолжала использовать в работе программу по коррекции гиперактивности у детей с ОНР. Для наглядности вывода результатов работы, я разработала мониторинг, который отслеживает динамику показателей: устойчивое внимание, двигательная активность, релаксация, социальная адаптация.
Такой интегративный подход обеспечил успешную реализацию программы и хорошую результативность освоения образовательной программы в следующих аспектах: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматический строй речи, связная речь, пространственная ориентировка, мелкая моторика.
В целом, использование игровых технологий на занятиях помогает детям переключаться с одной деятельности на другую, развивает психические процессы и коммуникативные навыки. Мониторинг всей коррекционно – логопедической работы (см. приложение 2) провожу два раза в год по восьми показателям: звукопроизношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй, связная речь, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика. Из результатов мониторинга выявлено улучшение звукопроизношения в 2015 году на 13% по сравнению с 2014 годом. Словарный запас – на 7%, грамматический строй речи – на 3%,а фонематические процессы улучшились на 5%. В 2014 году средний показатель положительной динамики, по сравнению с прошлым, 2013 годом, составляет в среднем 6%. 2014 год отмечен низкими показателями связной речи. Это связано со сложными речевыми патологиями вновь прибывших детей в группу коррекции речи. Таким образом, опыт моей работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно – образовательного пространства.
2.2.2. Приоритетное использование современных педагогических технологий в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.
Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Такой мотивацией, конечно, является игра! Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение.
Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются государством, переходом системы российского образования на позиции личностно- ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, что обусловило стремление педагогов внедрять в свою деятельность инновации. Появилось множество статей и разработок, посвященных инновационным методам воздействия в логопедии. Авторы по- разному трактуют данное понятие применительно к образовательной сфере. Одни определяют это как метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую.
Существующие виды инновационных технологий:
1. Информационно-коммуникативные технологии;
2. Дистанционно -образовательные технологии;
3. Психо-коррекционные технологии (арттерапия; библиотерапия); 4. Технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия, хромотерапия и т. д.);
5. Здоровьесберегающие технологии; В своей практической деятельности по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы локально используем прежде всего здоровьесберегающие: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.
• Актуальность вопроса, проблемы, противоречия.
Согласно психолого – педагогической классификации Левиной Р. Е., нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушения средств общения является ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностных отношений.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой другие нарушения, в частности нарушения эмоционально – волевой, коммуникативной сфер. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушениями речи ребёнок может быть повышенно агрессивным или, наоборот, замкнутым и подавленным. В общении со сверстниками такие дети могут быть несостоятельными: они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка: они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.
Дети с нарушением речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной и общим развитием речи.
Всем нам хорошо знакомый песок, кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью готов принять любую форму. В то же время, он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, его можно успешно использовать в коррекционно - речевой работе.