Анна Некрасова
Аналитический отчет за межаттестационный период 2013–2015 гг. на высшую категорию (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 28 «Колокольчик»
Режевской городской округ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ОТЧЕТ
о профессиональной деятельности учителя-логопеда
Некрасовой Анны Сергеевны
за межаттестационный период
с 2013 по 2015 годы.
г. Реж, 2015 год.
Вводная часть.
1.1. Информация об аттестуемом педагоге.
1.2. Цель аналитического отчета.
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
1.3. Задачи аналитического отчета.
Аналитическая часть.
2.1. Основные направления коррекционно- педагогической деятельности с детьми за межаттестационный период 2013 -2015 г. г.
2.2. Анализ освоения детьми речевой группы образовательной области «Речевое развитие», проектирование и организация коррекционно- образовательной деятельности в рамках комплексно- тематической образовательной модели.
2.2.1. Анализ результатов коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за межаттестационный период
2.2.2. Приоритетное использование современных педагогических технологий в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР (технология «песочной терапии»).
-Актуальность вопроса, проблемы, противоречия.
-Система коррекционно-педагогической работы с использованием технологии «песочной терапии».
-Результаты коррекции по преодолению речевых недостатков у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
-Проектирование и построение коррекционно- развивающей предметно-проcтранственной среды в речевой группе.
-Взаимодействие с семьями воспитанников.
-Развитие профессиональной компетентности.
-Заключение.
Проектная часть.
3.1. Концептуально-прогностическая составляющая проекта.
-Ценностные приоритеты.
-Главная стратегическая цель деятельности.
-Задачи реализации проектируемой образовательной деятельности.
3.2. Программа деятельности учителя-логопеда на 2015-2020 годы
-Ожидаемые результаты.
-Выводы.
-Список литературы.
Приложения.
4.1. Рабочая программа учителя- логопеда.
4.2. Портфолио учителя- логопеда.
4.4. Паспорт речевой подготовительной группы.
4.5. Папка документов учителя- логопеда подготовительной речевой группы по организации коррекционно-образовательной деятельности в 2015-2016 учебном году.
4.6. Документация по взаимодействию с семьями воспитанников.
Вводная часть.
Информация об аттестуемом педагоге
1.1. Цель аналитического отчета.
Проанализировать и дать оценку
собственной педагогической деятельности
в межаттестационный период с 2013 по 2015 годы.
1.3. В ходе работы над аналитическим отчетом определены следующие задачи:
1. Вычленить ведущие проблем, решаемые в прошедший межаттестационный период.
2. Сделать анализ проделанной работы по коррекции речевых недостатков у гиперактивных детей с использованием игровых технологий.
3. Спроектировать пути решения возникших противоречий в предстоящий межаттестационный период.
Аналитическая часть.
2.1. Основные направления коррекционно – педагогической деятельности с детьми за межаттестационный период 2013-2015 гг.
За прошедший межаттестационный период хочу представить систему игр и упражнений, направленную на осознанную автоматизацию звуков.
Тема работы звучит так: «Использование песочной игротерапии в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР».
Объект исследования. Осознанное, системное и последовательное усвоение детьми игр и упражнений с использованием песка.
Предмет исследования. Выявление и теоретическое обоснование влияния игротерапии на развитие речи и всех психических процессов у детей с ОНР и гиперактивностью.
Цель. Формирование у детей фонетически чёткой, лексически богатой, грамматически правильной речи.
Задачи.
• Обновить методики проведения педагогического мониторинга результатов уровня речевого развития детей;
• Определить и реализовать индивидуальный маршрут коррекции речевого развития ребенка - дошкольника с учётом его структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей;
• Систематизировать картотеку коррекционно – развивающих игр и упражнений с использованием песка в работе над звукопроизношением;
• Распространить знания среди педагогов и родителей с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
Ещё одним направлением коррекционно – педагогической деятельности была работа по коррекции гиперактивности у детей с ОНР.
Задачи:
• Снятие напряжения и тревожности у детей с ОНР;
• Развитие навыков общения и игровых умений, регуляция социальных отношений;
• Профилактика нежелательных негативных тенденций в поведении ребёнка.
Руководствуясь данными целями и задачами в достижении желаемого эффекта в коррекционной работе, использовала следующие законодательные, нормативно – правовые, программно - методические документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001г. №197-ФЗ (ред. от
23.04.2012г.).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
4. Письмо МОиПО СО от 11.07.2014 г. № 02-11-024767 «О вступлении в действие Порядка аттестации педагогических работников, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276»
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30 декабря 2014 г. № 331-д «Об организации и проведении аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Свердловской области» с приложениями:
6. Конституция Российской Федерации, ст. 43, 72.
7. Письмо Министерства Образования РФ от 02.06.1998г. №89/34-16 О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий.
8. Приказ от 15 января 2015 года №36/01-07 Управления образования Администрации Режевского городского округа «Об утверждении регламента работы территориального представительства ГАК в муниципальном образовании Режевского городского округа в 2015 году».
9. Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с нарушениями речи (в соответствии с ФГОС ДО). – СПб., 2014.
10. Филичева Л. Б., Чиркина Г. В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-7-го года жизни. – М., 1989.
11. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
12. Заваденко Н. Н. Как понять ребё нка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2001.
13. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения. – М., 2006.
14. Статьи из журналов «Дошкольное воспитание» №1, 2007., №1, 2009., №3, 2009., №12, 2008., №6, 2008., №1,2, 2008.
2.2. Анализ освоения детьми речевой области «Речевое развитие», проектирование и организация коррекционно – образовательной деятельности в рамках комплексно – тематической модели.
С 2013 года я вместе с педагогическим коллективом начала изучение и освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1179 от 10.10.2012 года.) Коллективом разработана и принята образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования.
Образовательная деятельность планируется и реализуются в дошкольном образовательном учреждении по 5 направлениям (образовательным областям) :
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Речевое развитие;
Профессиональная деятельность учителя- логопеда напрямую связана с реализацией задач речевого развития детей, воспитанием звуковой культуры речи, развитием словаря, формированием грамматической культуры речи.
Осуществление задач коррекционно - развивающей работы в рамках речевого развития :
* владение речью, как средством общения и культуры;
* обогащение активного словаря;
* развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
* развитие речевого творчества;
* развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
* формирование звуковой культуры речи.
Соблюдая принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала и принцип постепенности подачи учебного материала у детей формируется фонетически чёткая, лексически богатая, грамматически правильная речь-это основа, заложена в годовом календарно - тематическом плане, представленном 36 темами. Каждая тема обеспечивает переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств, развивает лексико - грамматическую сторону речи, обогащает словарь, формируем коммуникативные навыки, совершенствует фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза. Это дает возможность логопеду успешно решать задачи образовательной области «Речевое развитие» основной образовательной программы ДОУ.
Принцип индивидуализации и учета возможностей, принцип особенностей развития и потребностей каждого ребенка привёл нас к созданию и апробированию образовательной коррекционно – развивающей программы для детей с синдромом Дауна и задержкой речевого развития. Это способствовало повышения уровня развития и социальной активности детей с ОВЗ.
Успешность решения задач речевого развития дошкольника обеспечивают концептуальные подходы, а именно:
1. Объектом коррекционной работы является личность ребёнка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно – двигательной, соматической, интеллектуально – речевой сферах или отклонении в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и адаптацию.
2. Содержание коррекционной работы представляет собой комплекс психолого – педагогических воздействий и специально разработанных программ, основанных на ведущих для каждого возрастного периода онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции, и должно быть направлено на решение конкретных формирования личности, позитивного изменения отдельных её свойств или психических функций.
3. Целостность системы коррекционной работы достигается за счёт согласования включения в её содержание: нейропсихологической и педагогической диагностики; проектирование индивидуального коррекционно – образовательного маршрута; использование современных корркционных технологий; организации единого образовательного пространства: семья, ДОУ, специалисты; психолого – педагогического, логопедического соправождения по мере необходимости.
Одной из основных задач нашей Программы является овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно – развивающие, индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Конспекты занятий учителя-логопеда приведены в специально разработанных пособиях по обучению грамоте и по работе над звукопроизношением с использованием песка.
2.2.1. Анализ результатов коррекционно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста за межаттестационный период.
Основным результатом моей работы в межаттестационный период стало создание пособия, содержащего перспективное планирование и конспекты занятий по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.
Подбирая игры для работы с детьми, я учитывала такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Такие трудности у детей сказываются на всех формах общения и межличностных отношениях. Это позволило мне разработать пособие, которое представляет собой систему игр и упражнений, направленную на осознанную автоматизацию звуков, развития слухового внимания, памяти, развития фонематического восприятия, лексико – грамматических категорий языка и связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией.
С появлением в нашем ДОУ детей с ОВЗ натолкнуло нас на создание коррекционно – развивающей программы для детей с синдромом Дауна и задержкой речевого развития.
Кроме того, продолжала использовать в работе программу по коррекции гиперактивности у детей с ОНР. Для наглядности вывода результатов работы, я разработала мониторинг, который отслеживает динамику показателей: устойчивое внимание, двигательная активность, релаксация, социальная адаптация.
Такой интегративный подход обеспечил успешную реализацию программы и хорошую результативность освоения образовательной программы в следующих аспектах: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматический строй речи, связная речь, пространственная ориентировка, мелкая моторика.
В целом, использование игровых технологий на занятиях помогает детям переключаться с одной деятельности на другую, развивает психические процессы и коммуникативные навыки. Мониторинг всей коррекционно – логопедической работы (см. приложение 2) провожу два раза в год по восьми показателям: звукопроизношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй, связная речь, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика. Из результатов мониторинга выявлено улучшение звукопроизношения в 2015 году на 13% по сравнению с 2014 годом. Словарный запас – на 7%, грамматический строй речи – на 3%,а фонематические процессы улучшились на 5%. В 2014 году средний показатель положительной динамики, по сравнению с прошлым, 2013 годом, составляет в среднем 6%. 2014 год отмечен низкими показателями связной речи. Это связано со сложными речевыми патологиями вновь прибывших детей в группу коррекции речи. Таким образом, опыт моей работы доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно – образовательного пространства.
2.2.2. Приоритетное использование современных педагогических технологий в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с ОНР.
Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Такой мотивацией, конечно, является игра! Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.
Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее значение.
Эти методы, наряду с традиционными, способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Инновационные образовательные технологии соответствуют приоритетным направлениям науки, которые определяются государством, переходом системы российского образования на позиции личностно- ориентированной педагогики, предполагающей не ограничиваться формированием программных знаний, умений, навыков, а стремиться развивать индивидуальные способности ребёнка, что обусловило стремление педагогов внедрять в свою деятельность инновации. Появилось множество статей и разработок, посвященных инновационным методам воздействия в логопедии. Авторы по- разному трактуют данное понятие применительно к образовательной сфере. Одни определяют это как метод или прием, другие как описание процесса достижения результата. Любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую.
Существующие виды инновационных технологий:
1. Информационно-коммуникативные технологии;
2. Дистанционно -образовательные технологии;
3. Психо-коррекционные технологии (арттерапия; библиотерапия); 4. Технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия, хромотерапия и т. д.);
5. Здоровьесберегающие технологии; В своей практической деятельности по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы локально используем прежде всего здоровьесберегающие: дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.
• Актуальность вопроса, проблемы, противоречия.
Согласно психолого – педагогической классификации Левиной Р. Е., нарушения речи подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Довольно часто встречающимся видом нарушения средств общения является ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Трудности, имеющиеся у таких детей, сказываются на всех формах общения и межличностных отношений.
Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой другие нарушения, в частности нарушения эмоционально – волевой, коммуникативной сфер. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушениями речи ребёнок может быть повышенно агрессивным или, наоборот, замкнутым и подавленным. В общении со сверстниками такие дети могут быть несостоятельными: они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка: они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.
Дети с нарушением речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной и общим развитием речи.
Всем нам хорошо знакомый песок, кажется абсолютно простым и понятным. На самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться в песке, строить песчаные замки или просто наблюдать, как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным: сухой и лёгкий или тяжёлый и влажный, он с лёгкостью готов принять любую форму. В то же время, он такой непостоянный – фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, его можно успешно использовать в коррекционно - речевой работе.