Нина Владимировна Виноградова-Костюкова
Аналитический отчет педагога-психолога по адаптации детей первой младшей группы к условиям ДОУ
За период с 19 августа по 30 ноября 2021 г. в МКДОУ «Детский сад с. Птичник» поступило 14 детей в 1-ую младшую группу «Росточки». В течение этого периода проходил процесс привыкания детей к новым социальным условиям развития.
Цель нашей работы было – создание благоприятных условий для успешной адаптации поступивших детей к условиям ДОУ.
Задачи:
Публикация «Аналитический отчет педагога-психолога по адаптации детей первой младшей группы к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
1. Снятие эмоционального напряжения и тревожности у детей.
2. Развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог).
3. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
4. Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей и воспитателей по вопросам адаптации детей к условиям ДОУ.
Педагогом-психологом велось ежедневное наблюдение за детьми с фиксированием данных в Адаптационных листах на каждого ребенка. С детьми проводились занятия по программе психологического сопровождения процесса адаптации детей к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!».
На занятиях активно использовались разнообразные методы:
- развивающие игры;
- изодеятельность (пальчиковая рисование, лепка);
- упражнения для психомоторного развития (игры с песком и крупой;.
- релаксационные упражнения (музыкотерапия, танцетерапия);
-психогимнастика;
-дыхательная гимнастика;
С воспитателями проводились регулярные консультации «Как облегчить процесс адаптации детей в группе», «Учет индивидуальных особенностей детей при адаптации».
В сентябре с родителями было проведено собрание по теме «Психологические особенности процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ». Так же с родителями проводились индивидуальные консультации, на которых были даны рекомендации по адаптации ребенка с учетом его психологических особенностей, с учетом особенностей семьи ребенка.
В конце ноября с родителями была проведена анкета «Как адаптировался ваш малыш?». Анкета была направлена на выявление индивидуального отношения родителей к процессу адаптации своего ребенка.
На вопрос «Как прошла адаптация ребенка к детскому саду?» - большинство родителей 80% выбрали вариант ответа – Ребенок адаптировался полностью. 20% родителей выбрали вариант ответа – Ребенок иногда не хочет идти в детский сад.
Большинство родителей (90%) отметили, что совместные действия сотрудников ДОУ и родителей повлияло на успешную адаптацию
В конце ноября была проведена итоговая диагностика основных критериев адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования – оценка уровня адаптации детей к условиям ДОУ.
Были проанализированы следующие психолого-педагогические параметры адаптации каждого ребенка : эмоциональное состояние ребенка, социальные контакты ребенка, сон ребенка, аппетит ребенка, реакции на изменение привычной ситуации, навыки самообслуживания. Проанализировав основные критерии адаптации, были выявлены следующие уровни адаптации детей к условиям ДОУ (результаты представлены в таблице №1).
Таблица №1
Степень адаптации Количество детей
Легкая 9 чел.
Средняя 3 чел.
Тяжелая 0
Данные таблицы показывают, что из 14 детей, у 9 детей (64%) – легкая адаптация, у 3-ех детей (21%) – средняя адаптация. У двоих детей констатировать какой-либо уровень адаптации не представляется возможным, т. к. эти дети посетили ДОУ только 2 дня по причине болезни.
Причиной средней адаптации у некоторых детей (выявлено при индивидуальном консультировании родителей) является глубокая привязанность к маме, гиперопека со стороны родителей, неготовность детей идти на контакт с другими взрослыми и детьми.
Эти дети находятся на контроле у воспитателей и педагога-психолога. С ними будет продолжаться работа по облегчению процесса адаптации, а так же индивидуальная работа с родителями.
Обобщив результаты диагностики, можно сделать вывод, что у 12 детей, что составляет 86% - легкая и средняя степени адаптации к условиям детского сада. Это говорит о том, что у детей наблюдается хорошее настроение, дети активны, охотно идут на контакт, утром эмоционально спокойно расстаются с родителями. Так же у детей наблюдается хороший аппетит, многие дети съедают все с удовольствием. Сон у многих детей уже спокойный, долгий, дети в большинстве случаев сами, быстро засыпают.
Таким образом, преобладание легкой и средней степени адаптации у детей позволяет сделать вывод об эффективности работы педагогов, создании ими комфортных условий и содержательной среды развития детей, а также преемственности в работе педагогов младших групп, психолога, родителей, администрации образовательного учреждения.
Воспитателям рекомендовано акцентировать внимание в дальнейшей работе на формирование эмоционального контакта и доверия детей друг к другу. Предложены игры для проведения в группе детей.