Лариса Новикова
Аналитическая справка
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Методисту МКУ «ЦИМСОУ»
Галушке Л. И.
по изучению создания условий для организации игровой и самостоятельной деятельности детей в соответствии с внедрением ФГОС ДО в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования
городской округ Красноперекопск Республики Крым
Публикация «Аналитическая справка» размещена в разделах
В соответствии с приказом управления образования от 29.02.2016 г. № 129 «О проведении мониторинга по созданию условий для организации игровой и самостоятельной деятельности в МБДДОУ мною, старшим воспитателем МБДОУ (ясли-сад) № 13 «Сказка», Новиковой Л. В. с 21.03.2016 г. по 30.01.2016 г. изучен вопрос по созданию развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ города, отвечающей современным требованиям.
В ходе изучения использовались следующие методы:
- просмотр ресурсного обеспечения групп МБДОУ города (в отношении создания условий для организации игровой и самостоятельной деятельности детей);
- беседы с педагогами, детьми.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на данном этапе является особо актуальным. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предъявляющим требования к развивающей предметно-пространственной среде. Согласно требованиям ФГОС ДО среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной.
Бюджетное финансирование дошкольных образовательных учреждений отсутствовало на протяжении многих лет. В результате среда учреждений наполнялась необходимым оборудованием, материалами, пособиями за счёт родительских и спонсорских средств.
Во всех дошкольных образовательных учреждениях города силами родителей, коллективов ДОУ заменён линолеум в группах, приобретена различная мебель: столы, стулья, стенки для игрушек и пособий, различные игровые уголки «Кухня», «Парикмахерская», «Больница» и другие.
В ДОУ № 4, 10, 13 за счёт Федерального бюджета открыты 3 группы, в которых проведён современный ремонт, приобретено современное оборудование.
Следует отметить, что во все ДОУ города приобретены стулья, столы четырёхместные, кровати, стенки для игр и пособий, уголки «Парикмахерская», «Больница», мягкие модули для отдыха и организации игр, пособия, оборудование и материалы художественно-эстетического характера за счёт муниципального бюджета.
Во всех группах ДОУ города организована развивающая предметно-пространственная среда, которая состоит из различных центров развития в интеграции с различным образовательными областями:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
• Центр сюжетно-ролевых игр, в том числе раздел «Игровая деятельность»;
• Центр патриотического воспитания, в том числе «Художественно-эстетическое развитие»;
• Центр безопасности жизнедеятельности (ПДД, ПБ и т. п.);
• Центр трудовой деятельности;
Образовательная область «Познавательное развитие» :
• Центр эколого-познавательного развития с мини-лабораторией;
• Центр занимательной математики;
• Центр сенсорного развития ребёнка, в том числе «Речевое развитие», «Игровая деятельность»;
• Центр игр с водой и песком, в том числе раздел «Игровая деятельность»;
Образовательная область «Речевое развитие» :
• Центр книги;
• Центр самостоятельной художественной деятельности (театрализованная, художественно-речевая);
• Центр ряженья, в том числе «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Игровая деятельность».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
• Центр самостоятельной художественной деятельности (изобразительная, театрализованная, художественно-речевая, музыкальная);
• Центр строительно-конструкторских игр, в том числе раздел «Игровая деятельность».
Образовательная область «Физическое развитие» :
• Центр физкультурно-оздоровительной активности.
Все центры развития имеют интегративный характер, насыщены играми, игрушками, пособиями, трансформируемы, безопасны, служат стимулом, способствующим формированию жизненной компетентности дошкольников.
Следует указать на то, что в ДОУ для игровой деятельности используется пространство спален, в которых выделено место для расположения различных сюжетно-ролевых игр, что способствует реализации задач по игровой деятельности, обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества.
Во всех ДОУ практикуется организация и проведение смотров-конкурсов по совершенствованию среды по различным направлениям:
• ДОУ № 1 «Ромашка» - «Лучший центр по сенсорному развитию»;
• ДОУ № 4 «Золотая рыбка» - «Лучший центр театрализованной деятельности»»
• ДОУ № 7 «Родничок» - «Лучший центр художественно-эстетической деятельности»;
• ДОУ № 10 «Алёнушка» - «Лучший центр физкультурно-оздоровительной активности»;
• ДОУ № 11 «Жемчужинка» - «Лучший центр эколого-познавательного развития»;
• ДОУ № 13 «Сказка» - «Лучший центр безопасности жизнедеятельности» и другие.
Практика проведения смотров-конкурсов в учреждениях способствует обогащению предметно-пространственной среды, служит развитию творческого потенциала педагогов, обеспечивает взаимодействие ДОУ с родительской общественностью.
Целесообразно отметить педагогов ДОУ, которые большое внимание уделяют оформлению, оборудованию предметно-пространственной среды групп:
- Дудченко В. Н., воспитатель ДОУ № 1 «Ромашка» изготовила своими руками множество игр и пособий по сенсорному развитию детей. Заслуживает внимания изготовленное пособие-модуль из ткани и поролона «Пирамида», при помощи которого педагог формирует у детей сенсорные навыки, двигательную активность. Комиссией отмечено наполнение уголка природы у воспитателя Плахутиной С. В.
- Воспитатели ДОУ № 4 «Золотая рыбка» Сукач О. П., Шершун И. Р. постарались оформить группы эстетично, содержательно, в том числе много пособий и игр изготовили самостоятельно. Внимание привлекли вязанные шапочки различных животных, которые Сукач О. И. использует для театрализованной деятельности, организации подвижных игр; содержание сюжетно-ролевых игр, которые оформила воспитатель Шершун И. Р. дают ей возможность реализовывать задачи различных познавательных областей. Комиссией отмечено игровое оборудование для трудовой деятельности у воспитателя Невмывако З. И.
- С особой изюминкой оформлена группа воспитателя Чеберяки И. В. из ДОУ № 7 «Родничок». Цветовая палитра группы: мебель, оформление представлена в едином стиле. Отмечены пособия «Наша дружная семья», ширма «Театр», а также огород в центре эколого-познавательного развития; хорошие условия для игровой, самостоятельной художественной деятельности созданы в группе воспитателя Некрасовой А. В. Наполнение сюжетно-ролевых игр «Театр», «Швея», «Салон красоты», «Супермаркет», «Школа», центр «СХД» позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (игровая деятельность, рисование, прикладное творчество, театрально-игровая деятельность; экспериментирование). Комиссией отмечено игровое оборудование по пожарной безопасности, изготовленное воспитателем Эрайзер Е. Н.
- Воспитатели ДОУ № 10 «Алёнушка» Котова В. И., Сторчун В. С. представили очень хорошую среду групп. Особое внимание привлекли пособия, игры, изготовленные своими руками, такие как игра «Круги Луллия», «Автострада» посредством которых воспитатель Котова В. И. формирует познавательные способности дошкольников, культуру поведения на улице и дороге; Сторчун В. С. презентовала богатый центр физкультурно-оздоровительной активности, наполненный интересным оборудованием, играми, пособиями. Интерес вызвали пособия «Массажор», «Пробки-канаты» для отработки основных видов движений. Комиссией отмечено содержательное, интересное наполнение сюжетно-ролевой игры «Продуктовый магазин» у воспитателя Стечкевич С. В.
- Особый интерес в ДОУ № 11 «Жемчужинка» вызвала среда музыкального зала, а именно: изобилие сшитых костюмов: цыплята, мыши, тигрята, звёздочки, лягушата, овощи, платья для танцев «Ретро», «Кадриль», «Сударушка» и другие. Костюмы красочные, эстетичные, нарядные. Применение их на утренниках, развлечениях, организуемых музыкальными руководителями Кириченко А. Н., Ким А. Р., способствует развитию эстетического вкуса, вызывает у детей положительный эмоциональный настрой, усиливает яркость впечатлений от увиденного музыкально-эстетического действия. Следует отметить воспитателей Дземишкевич Н. А., Белову Е. А., которые наполнили среду различными играми, пособиями. Сюжетно-ролевые игры в группе Дземишкевич Н. А. современны, содержательны, эстетичны, соответствуют возрастным особенностям детей. Интересны макеты автобуса, ракеты, корабля, изготовленные Беловой Е. А., они трансформируемы, что позволяет педагогу менять и дополнять сюжеты игр, обогащая опыт воспитанников.
- В ДОУ № 13 «Сказка» следует отметить наличие во всех группах дидактических кукол с одеждой на все времена года, постельными принадлежностями, посудой и другими предметами. Это позволяет педагогам реализовывать задачи различных образовательных областей. Заслуживает внимания разработка пособий по театрализованной деятельности с применением свойств магнитов. Данные пособия будут продемонстрированы в работе городского мастер-класса 20 апреля 2016 г. для воспитателей ДОУ. Также комиссией отмечены пособия, изготовленные руками педагогов: «Дидактическая книга» (из ткани) воспитателя Кропачевой Н. А., многофункциональное пособие «1000 мелочей» воспитателя Кириченко В. Ю., «Развивающая клавиатура» воспитателя Степанчук Н. В., математическое панно «Чудо-дерево» воспитателя Дедиковой С. М. и другие.
Вывод: во всех ДОУ города создана развивающая предметно-пространственная среда. Её наполнение, в основном, позволяет решать задачи ООП с учётом требований ФГОС ДО.
Однако, наряду с положительными выводами имеются недочеты:
следует указать, что в некоторых случаях, содержание среды создается педагогами исходя из личных пристрастий, без учета возрастных и индивидуальных потребностей ребенка, зоны ближайшего развития. Такая среда ориентирована не на ребенка и его развитие, а на то, чтобы «занять» предметами свободное пространство помещения: простенки, полки, стеллажи. Например, в группах раннего и младшего возраста оформлены центры патриотического воспитания в содержание которых входит символика государства, что не является понятным для детей данного возраста. Некоторые группы оклеены пёстрыми обоями. Хотя СанПиН 4.2.1.3049-13 рекомендует мягкие пастельные тона.
Нецелесообразным является оформление в спальных комнатах центров патриотического воспитания.
В ДОУ, в основном, отсутствуют современные пособия, игры, мягкие модули, от производителей ЭЛТИ-КУДИЦ и других. В физкультурные залы ДОУ требуется современное оборудование.
На основании вышеизложенного, с целью устранения недочётов
ПРЕДЛАГАЮ:
1. Поднимать вопросы финансирования предметно-пространственной среды ДОУ города современным оборудованием, пособиями, играми, игровыми модулями от отечественных производителей.
2. Учитывать при создании развивающей предметно-пространственной среды требования ФГОС ДО, а также рекомендации, указанные в Приложении.
Все ДОУ города, постоянно
Старший воспитатель ДОУ № 13 Л. В. Новикова
Приложение
Рекомендации для воспитателей:
Создавая развивающую предметно-пространственную среду группы необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. Цветовая палитра должна быть представлена светлыми пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-пространственная среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важным является то, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Старший воспитатель Л. В. Новикова