Раиса Беспалова
Активные методы обучения в образовательном процессе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Активные методы обучения в образовательном процессе в ДОУ
Трудно переоценить значение здоровья для любого человека, а для ребенка особенно. Занятия насыщены значительными умственными и эмоциональными нагрузками.
Ученые утверждают, что полностью избежать утомления от учебных занятий противоречит не только педагогическим, но и гигиеническим принципам, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.
Публикация «Активные методы обучения в образовательном процессе в ДОУ» размещена в разделах
Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха. Если этого не происходит, утомление накапливается и переходит в переутомление или хроническое
утомление. Это временное функциональное состояние, биологическая роль которого
состоит в своевременной защите организма от истощения при длительной или напряженной работе.
Снизить утомление детей можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует использовать все возможные средства восстановления работоспособности.
Как же сделать так, чтобы и научить ребенка, и сберечь его здоровье? Занятия, построенные на основе активных методов обучения и модерации (АМОиМ, максимально приближают нас к этой цели. Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Сегодня модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса в щадящем для ребенка режиме. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности детей, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формирует и развивает навыки совместной деятельности, препятствует переутомлению.
Цели применения модерации: эффективное управление детьми в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех воспитанников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности ребенка на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени занятия, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса (педагога, детей).
Снижение энергозатрат педагога и воспитанников, создание комфортной творческой
обстановки на занятии, благоприятная психологическая атмосфера в группе – эти и другие положительные эффекты модерации определяют активное изучение и применение педагогами данной образовательной технологии.
Фазы (этапы) модерации:
- инициация (начало занятия, знакомство);
- вхождение или погружение в тему (сообщение целей занятия);
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов занятия);
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации);
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся);
- подведение итогов (рефлексия, оценка занятия);
- эмоциональная разрядка (разминки).
Каждая фаза – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и
содержание раздела определяется темой и целями занятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, разделы обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию.
Активные методы обучения, используемые в каждой фазе модерации, идеально подходят для данной технологии, обуславливая синергетический эффект образовательного процесса.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность
и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
Смена напряженной работы веселыми разминками, когда педагог не только не
запрещает, но наоборот, выступает в роли организатора такого поведения во время занятия, позволяет ребятам сбросить с плеч накопившуюся усталость, психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения эффективного и качественного обучения. Положительная энергетика занятия дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу.
И все же, какими бы красочными, яркими и интересными ни были наши занятия,
Свободная и совместная деятельность детей и взрослых, они не решат проблему здоровьесбережения, в лучшем случае заставят задуматься над своим образом жизни.
Это должна быть целенаправленная, ежедневная, кропотливая работа всех, кто заинтересован в будущем нашего общества.