Елена Локтева
Актуальность развития креативности в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье поднимается вопрос об актуальности проблемы развития креативности, начиная с дошкольного возраста, дан анализ понятию «креатианости»
Ключевын слова:
Проблема развития креативности растущего человека как важного качества для полноценной самореализации его личности, является для современного детского сада одной из приоритетных воспитательных задач. Креативность как составляющая творческой личности на новом этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования выходит на первый план. В ФГОС ДОУ одной из важнейших задач является раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста, развития творческих способностей.
Темочки:
Всё это требует разработки новых подходов художественного воспитания подрастающего поколения. Наибольший интерес в этом плане представляют дети старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения и формируется мироощущение, необходимое в последующей жизни. Развивая умение нестандартно, творчески мыслить с дошкольного возраста, возможно, создать предпосылки для успешного самоопределения и самореализации личности в будущем. Ведь если человек может мыслить творчески и предлагать уникальные решения проблем, не похожие на ранее используемые, то он становится востребованным, а значит нужным и полезным для общества.
Известно, что современный ребенок – это постоянно развивающаяся личность. Каждый день он получает новые знания и учится находить ответы на самые разнообразные вопросы. Именно в старшем дошкольном возрасте дети чрезвычайно любознательны, восприимчивы, способны мыслить свободно и независимо, от существующих догм и стереотипов, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Чтобы ребенок с легкостью и неугасающим интересом усваивал и использовал полученные знания в своей жизни, ребенок должен стать творцом и креативно подходить к решению тех, или иных задач, возникающих у него на пути. Так что же скрывается за понятием креативность?
Креативность как понятие имеет широкое толкование. Оно является объектом изучения многих наук: психологии, педагогики, социологии, философии и др. Впервые данное понятие и термин в отечественной педагогике стало употребляться с конца ХХ в., куда пришел из психологии.
В большом психологическом словаре приводиться следующее определение: «Креативность – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [2].
В Энциклопедическом словаре педагога под креативностью понимается «…качество личности, выражающее степень творчества человека в сфере быта, общения, профессиональной и общественной деятельности. Проявляется оно посредством мышления, чувств и отношений, в разнообразной деятельности» [3].
С. Ю. Головин считает, что креативность – творческие способности индивида – способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Характерна готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как независимый фактор. Среди способностей интеллектуальных выделена в особый тип.
Согласно А. Маслоу – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды [4]. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя :
1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний;
2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.
На основании изложенного можно заключить, что креативность это качество личности отражающее степень творческой одаренности человека, восприимчивости его к новым идеям; способность отклоняться от традиционных схем мышления и умение находить решение в нестандартных ситуациях.
По мнению ряда исследователей, (В. Н. Дружинин, А. Н. Лук, К. Роджерс и др.) на развитие креативности влияет неформальность развивающей среды. Среды, которая должна отличаться богатством информации, большой свободой, вольной атмосферой. Сегодня многие педагоги, работающие в сфере художественного образования детей, видят большие возможности для формирования у них креативности. В частности, такие возможности заложены в занятия по хореографии, где ребенок погружается в эмоционально-благоприятную атмосферу. Дети, занимаясь любимым и интересным для них делом, развивают свою творческую активность.
Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером этого вида искусств, которое объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и танец. В свою очередь, танец с древних времен был языком, с помощью которого люди выражали свои чувства. Танец, отмечает Т. Барышникова, таит в себе огромное богатство для успешного художественно и нравственного воспитания, он сочетает в себе эмоциональную сторону искусства, приносит радость исполнителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному [1].
Занятия хореографией наиболее благоприятно влияют на развитие креативности детей в старшем дошкольном возрасте. Детям в этот период развития необходима двигательная активность, эмоциональная разрядка, поэтому они с удовольствием занимаются хореографией, получая поток сил и энергии. Так же не стоит забывать, что в этом возрасте дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому именно в это время можно и важно помочь ребенку развить свои личные качества, чтобы в дальнейшим он мог успешно противостоять любым трудностям, возникающим на своем пути. Учитывая особенности данного возраста, можно заключить, что старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития креативности средствами хореографии.
Список использованной литературы
1. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова – М. : Рольф, 2001. – 272 с.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерикова, В П. Зинченко – М., 2003. –672 с.
3. Основы духовной культуры // энцеклопедический словарь педагога/ В. С. Безрукова – Екатеринбург, 2000 –937 с.
4. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. — 2-е изд., перераб. И доп. — Мн: Харвест, М. : АСТ, 2001. — 976 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Цент педагогического образования, 2014. – 32с.