Елена Сергеева
Актуальность методики применения пиктограмм для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне хотелось бы представить Вашему вниманию методику применения пиктограмм.
Основными характерными особенностями познавательной деятельности детей с ОВЗ является снижение функций внимания, памяти, операций мышления. В структуре дефекта при данном нарушении выделяется бедность проявления эмоций, незрелость волевых качеств личности: невозможность завершения начатого дела, отсутствие стойкой мотивации.
Все эти признаки недостаточного развития познавательной функции нашли своё отражение при воспроизведении детьми стихотворных текстов в рамках подготовки к детским праздникам.
Публикация «Актуальность методики применения пиктограмм для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Ребята с ОВЗ пропускают слова, целые смысловые звенья предложения и текста. Не соблюдают правила пунктуации, не выражают повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
При воспроизведении речевого материала возникают трудности при передаче эмоций сказочных персонажей. Из-за снижения показателей словарного запаса воспитанники с ОВЗ не понимают значения предложенных слов и предложений.
Страдает темп речи - дети говорят либо очень быстро, либо очень медленно.
Использование жестов также требует предварительной проработки. Ребята не соотносят по смыслу слово и жест, что свидетельствует о недостаточном понимании глубинных значений высказывания.
Мною была разработана и применена методика пиктограмм.
Направления работы:
1. Каждое предложение представлено в виде схемы с обозначением количества слов;
2. Трудные для понимания слова представлены в виде зарисовок, схематичных изображений, картинок. Это значительно обогащает словарный запас детей с ОВЗ.
3. На схемах присутствуют знаки пунктуации, слова, на которые падает логическое ударение, выделяется жирным шрифтом.
4. Темп воспроизведения отрабатывается предварительно. Эта работа основана на понимании того, что каждое слово должно быть донесено до слушателя.
Таким образом, данная методика приводит к преодолению вышеуказанных нарушений передачи стихотворного текста и показывает положительные результаты речевого развития.
Предъявляемый речевой материал запоминается при помощи внешних опор, многократно повторяется и закрепляется в представлении ребёнка с ОВЗ.
Методика применения пиктограмм может быть использована при заучивании прозаичных текстов, текстов физкультминуток, различных речевых высказываний взависимости от направленности образовательного мероприятия.
Спасибо за внимание! Успехов Вам, уважаемые коллеги!