Лучший педагог года

Конспект занятия по математике на тему «Куб»

Наталья Второва
Конспект занятия по математике на тему «Куб»

Тема: КУБ

Цель:

сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

закрепить представления об изученных фигурах, счет до четырех,

умение определять и называть свойства предметов, сравнивать предме-

ты по высоте;

тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение

и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, творче-

ские способности, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы к занятию:

Демонстрационный: шар, два куба, изображение столбика, собранно-

го из четырех кубиков в технике аппликации, карточки с изображени-

ем кругов, треугольников.

Раздаточный: коробки с шарами и кубами, карточки с изображением

квадратов, вырезанные из картона круги и квадраты.

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

Сколько раз в году у человека бывает день рождения?

Любите ли вы этот день?

Почему?

Какие подарки вам нравится получать?

Винни Пух собирается на день рождения к Пятачку. Как вы ду-

маете, в какой магазин он пойдет за подарком? (В игрушечный ма-

газин.)

Винни Пух просит нас помочь ему купить подарок для друга. По-

можем? (Да.)

Актуализация знаний.

Дидактические задачи:

актуализировать знание детьми названия и внешнего вида куба,

умение определять свойства предметов;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви-

вать внимание.

Воспитатель рассказывает, что магазин игрушек, куда собрался идти

Винни Пух, необычный. Войти в магазин можно только парами. Дети

произвольно встают в пары. Воспитатель говорит, что у каждого в ру-

ках должен быть 1 кубик и что у каждой пары в руках должны быть

совершенно одинаковые кубики.

Дети по две пары подходят к столам, на которых находятся кубики.

На одном столе должны быть, например, такие кубики:

2 больших красных, 1 большой желтый, 1 большой зеленый,

2 маленьких красных, 1 маленький желтый, 1 маленький зеленый.

Кроме этого, на столе должны быть 4 совершенно одинаковые ша-

рика.

Все кубики и шарики лежат вперемешку.

При входе в магазин воспитатель проверяет кубики у каждой пары.

Чем похожи ваши кубики? (Цветом и размером.)

Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Покупка подарка» (начало).

Дидактические задачи:

создать мотивационную ситуацию для выделения в окружающем

мире предметов кубической формы и их свойств;

сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации за-

труднения и понимания его причины;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви-

вать логическое мышление, речь.

Дети подходят к столу, на котором находятся коробки по количеству

детей. В одних коробках лежат 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых и 2 си-

них кубика одного размера, в других коробках находятся шарики.

Воспитатель рассказывает детям о том, что Пятачок очень любит

строить, и Винни Пух хочет купить ему строительный набор.

Воспитатель предлагает детям купить подарок Пятачку. Как правило,

все дети хотят взять коробку с кубиками, но таких коробок на всех не

хватает.

Все купили подарок Пятачку? (Нет.)

Почему не все смогли это сделать?

Как правило, дети отвечают, что не хватило коробок с кубиками.

Почему вы хотите взять именно такие коробки и не берете короб-

ки с шарами? (Из кубиков можно строить, а из шариков — нет.)

Открытие нового знания.

Игра «Покупка подарка» (окончание).

Дидактические задачи:

сформировать представление о кубе и его свойствах в сравнении

с шаром, закрепить представления о шаре;

сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционально-

го переживания радости открытия;

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обоб-

щение, развивать речь, творческие способности.

Почему из шариков строить нельзя, а из кубиков можно? (Шари-

ки раскатываются, а кубики — нет.)

Как вы думаете, почему кубики не могут катиться, как шары?

Воспитатель предлагает детям взять кубик в руки и исследовать его.

Дети высказывают свои версии. Выслушиваются и поддерживаются

эмоционально все ответы детей, воспитатель хвалит тех детей, которые

заметили какую-то существенную особенность куба.

В завершение воспитатель делает вывод: кубы не могут катиться,

потому что у них есть углы (показывает) и грани (показывает).

Воспитатель ставит на стол недостающие коробки с кубиками.

Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Построй дом».

Дидактические задачи:

закрепить умение использовать для конструирования свойства куба,

различать цвета, считать до четырех, сравнивать предметы по высоте;

тренировать мыслительные операции анализ, синтез и сравнение,

развивать внимание, речь, воображение, сформировать опыт самокон-

троля.

Дети садятся за столы вместе со своими коробками с кубиками. Вос-

питатель предлагает им помочь Пятачку построить домики.

Какого цвета кубики лежат в вашей коробке?

Сколько красных (желтых, зеленых, синих) кубиков?

Пятачок хочет, чтобы его домик был построен из 4 кубиков разного

цвета. Дети выбирают из коробки нужные кубики.

Воспитатель выставляет на фланелеграфе образец домика, выпол-

ненный в технике аппликации, и рассказывает, что поросенок просит

построить для него вот такой домик:

После выполнения задания всеми детьми воспитатель задает вопросы:

Какого цвета у тебя первый (второй, третий, четвертый) этаж?

Сколько кубиков у вас осталось в коробке?

Постройте еще один домик, но так, чтобы этажи в нем распола-

гались по-другому.

Чем домики похожи? (У них одинаковая высота, в каждом домике

по 4 этажа.)

Игра «Фотоателье».

Дидактические задачи:

сформировать представления о соотношении куба и квадрата;

тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, разви-

вать внимание, пространственные представления.

Дети собираются около воспитателя.

Воспитатель рассказывает, что Пятачку так понравились кубики,

что он захотел их сфотографировать и фотографию отправить ослику

Иа-Иа.

Воспитатель ставит кубик на возвышение так, чтобы он был на

уровне глаз детей, и предлагает им внимательно рассмотреть кубик —

сфотографировать его.

Когда Пятачок пришел за фотографией, оказалось, что все фотогра-

фии перепутаны.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно найти фотографию

куба среди карточек с изображением кругов, квадратов, треугольников,

разложенных на полу. Количество карточек с квадратами должно быть

равно количеству детей.

Игра «Фотографы».

Дидактические задачи:

закрепить представления о соотношении между плоскими и про-

странственными геометрическими фигурами, умение называть и срав-

нивать свойства фигур;

тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, разви-

вать внимание, память, речь.

Воспитатель предлагает детям поработать фотографами.

Дети садятся за столы лицом к возвышению, на котором распола-

гаются шар и куб. На столах лежат вырезанные из цветного картона

квадраты, круги, треугольники. Дети должны сфотографировать эти

фигуры и выложить фотографию у себя на столах с помощью плоских

фигур.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза и ставит на воз-

вышение еще один куб меньшего размера и другого цвета так, что шар

оказывается между кубами.

Что изменилось? (Появился еще один куб.)

Чем отличаются кубы?

Как правило, дети отвечают, что один куб большой, а другой — ма-

ленький. Воспитатель хвалит детей и уточняет, что кубы отличаются по

размеру, у них — разный размер.

А чем еще отличаются кубы, что у них разное?

После ответов детей воспитатель уточняет: у кубов разный цвет, и

предлагает детям напечатать фотографию.

Какая фигура стоит посередине? (Шар.)

Какая фигура справа от шара, слева от шара?

При ответе дети могут сориентироваться как на цвет кубиков, так и

на их размер.

Игра «Найди предмет».

Дидактические задачи: сформировать умение находить предметы ку-

бической формы в окружающей обстановке.

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что Винни Пух и

Пятачок хотят узнать, есть ли на свете предметы, похожие на куб.

Какие предметы в группе по форме вам напоминают куб?

Надо, чтобы на видном месте было несколько таких предметов.

Итог занятия.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они де-

лали на занятии, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

Кому сегодня вы помогли?

Что вам было интересно делать?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли выбрать подарок

для поросенка, потому что знают, почему куб не катится, как шар.

Публикации по теме:

Фотоотчёт занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста на тему: «На сколько длиннее, выше»Фотоотчёт занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста на тему: «На сколько длиннее, выше» Добрый день, дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию фото отчёт занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста на тему:.

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математике» Тема: Помощь планете «МАТЕМАТИКА» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Образовательные.

Конспект НОД по математике для старшей группы на тему: «Учимся считать» Конспект НОД по математике для старшей группы на тему: «Учимся считать». Цели и задачи: учить порядковому счету до 8; сопоставлять два.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по математике на тему «Куб»
Опубликовано: 8 октября 2024 в 21:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по математике на тему «Куб»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Второва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД