Отрокова Оксана
Активные методы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью
Каждый ребенок обладает в той или иной мере определённым потенциалом. Объединение «Солнечный город» посещают дети, имеющие различные диагнозы: это задержка психического развития, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, дети с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна. У детей данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально неустойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Дети отличаются моторной неловкостью, эмоциональной незрелостью, значительно сниженной познавательной активностью. Поэтому процесс развития таких детей – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на развитие у детей познавательной активности и повышают адаптивные возможности организма.
Публикация «Активные методы обучения детей с ОВЗ и инвалидностью» размещена в разделах
Основной целью занятий в «Солнечном городе» является раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, приобретение определенного набора знаний и умений. Для реализации этой цели используются активные методы обучения. Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, характер. Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действии и творческом характере обучения.
Существует множество методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом, к которому пришел ребенок с инвалидностью и ОВЗ. Наглядный метод является очень действенным методом в работе, так как у детей данной категории наиболее сохранный вид мышления – наглядно-действенный. Наглядно-действенное мышление предполагает неразрывную связь мыслительных процессов с практическими действиями.
Известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, поэтому надо использовать игру для обучения, объединив эту форму организации деятельности и учебно-воспитательный процесс. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение обучающимися образовательной программы. Игровые технологии в обучении детей с инвалидностью и ОВЗ являются эффективным методом и средством обучения, с помощью которого обыденный процесс обучения превращается в нечто интересное. Естественная игровая среда является оптимальной для достижения образовательных целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду.
Можно выделить несколько основных функций игры: коммуникативная - ребенок, общаясь в процессе игры, развивает свои коммуникативные умения; функция социализации, ее суть заключена в том, что играя, ребенок познает социальные роли и их отношения; игротерапевтическую, то есть способствует преодолению различных трудностей; функцию коррекции - является важнейшим инструментом, с помощью которого можно внести позитивные изменения в личность.
В работе с детьми инвалидами и ОВЗ на занятиях используются активные методы обучения :
1. Сюжетно-ролевые игры.
В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового творчества. В коллективе детей происходит совместное моделирование разнообразных взаимоотношений между людьми. Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание, применение разнообразных средств выразительности. Ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях.
В сюжетно-ролевой игре проигрываются ситуации, приближенные к жизненным. На занятиях были использованы различные сюжетно-ролевые игры:
- «Продуктовый магазин» Игра в магазин с различными видами продуктов. Для этой игры используется игрушечный набор продуктов и атрибуты для магазина;
- «Доктор» Для игры нужен игровой набор «Доктор»;
- «Рынок» - «Овощи и фрукты» в игре используются коробки, игрушечный набор овощей и фруктов, атрибуты для рынка;
- «В зоопарке» для игры нужны игрушки-животные, конструктор, корм для животных (из пластилина, бумаги).
А также «Кукла пришла в гости», «Сварим обед для «Маши», «День рожденье у Мишки», «Дом», «Автобус», «Едем в автобусе».
Проигрывание ролей в сюжетно-ролевой игре дает детям возможность поэкспериментировать с различными моделями поведения.
2. Конструирование (задания и упражнения с использованием различного конструктора).
Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного продукта. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение, у него развиваются познавательные и практические действия. Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.
На занятиях используются следующие основные виды конструирования: сооружение построек из деревянного конструктора «Ферма», «Город», строительство домов, мостов, дороги.
Сооружение построек из крупного пластмассового конструктора. Конструирование построек домов, башен, ограждений, транспортные средства (поезд с вагонами, машины)
После построения сооружений, дети проигрывают между собой различны сюжеты.
3. Театрализованные игры.
Театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие личности ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством социализации ребенка, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи).
На занятиях дети знакомятся с различными видами театров: настольный, пальчиковый, бумажный, магнитный, перчаточные куклы. В своей работе я использую театр на фланеграфе. На фланеграфе разыгрываются знакомые детям сказки с использованием фигурок из фетра.
Начало занятия всегда начинается с песенки-разминки с пользованием пальчиковых кукол. После разминки разыгрываются различные сценки с пальчиковыми куклами. Пальчиковые игры на основе сказок: «Рукавичка», «Колобок». Сказка-игра с героями из любимых мультфильмов: «Лунтик», «Ми-Ми-мишки», «Маша и медведь» и т. п.
Чтение и составление сказки по книжке с картинками-пазлами. Проигрывание сказок «Теремок», «Репка» и др. с помощью книжки с пазлами. Расставить героев по порядку в цепочку и пересказать сказку.
Знакомство с настольно-плоскостным театром. Различные виды плоскостного театра: деревянный, бумажный. Проигрывание русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Семеро козлят» и др.
Разыгрывание с детьми знакомых сюжетов различными видами настольного театра: бумажным, плоскостным, деревянным и др. Игры: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Медвежонок и козлята», «Рукавичка», «Три поросенка», «Гуси-лебеди» и др.
После того, как дети уже достаточно познакомятся со сказкой, ролями, переходим к игре-драматизации: готовим театрализованные представления известных сказок.
Дети показывают известные сказки на праздничных мероприятиях, перед другими детьми.
4. Дидактические игры.
Особое место в педагогическом процессе для детей занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т. д. Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.
Включение на занятиях игр и игровых ситуаций создаёт у детей рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.
На занятиях используются различные дидактические игры :
Игры с предметами. Они основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно-печатные игры – это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки» и т. д. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, внимание, учиться моделировать жизненные схемы, развивать навыки самоконтроля.
5. Игры с песком.
Игры с песком помогают развитию коммуникативной культуры: доброжелательности, понимания собеседника, взаимной терпимости, уступчивости, умение работать в группе. Песочные игры очень интересны и разнообразны. Они являются обучающими, познавательными, проективными. Принципы игр на песке очень просты и незатейливы. Ребята с большим желанием совершают увлекательные путешествия по стране «Песочных игр», где их, как обычно, ждут новые приключения и знакомства.
В песочных играх дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместно преодолевают трудности, учатся слышать и слушать друг друга. Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей : гиперактивных - песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает.
С помощью построений на песке у детей развивается тактильно-кинестетическая чувствительность, мелкая моторика пальцев рук, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь и воображение.
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании активных методов обучения формируется положительная учебная мотивация, повышается познавательная активность, развиваются творческие способности, коммуникативно-эмоциональная сфера обучающегося, раскрываются личностно-индивидуальные возможности каждого обучающего мы помогаем ребенку с инвалидностью и ОВЗ корректировать различные нарушения, готовим их к социальной адаптации в обществе.