Наталья Васильевна Попова
Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективность преодоления речевых нарушений у детей зависит от вида речевой патологии, своевременно начатой логопедической работы и от активного участия в этом процессе родителей дошкольников. Внимание родителей к речевому развитию детей, знание его основных этапов могло бы предотвратить во многих случаях позднее обращение к специалистам по поводу речевых расстройств.
Публикация «Активные формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
При проведении логопедической работы родители могут оказать существенное влияние, как минимум, на скорость преодоления речевых нарушений: регулярное, ежедневное выполнение рекомендаций учителя-логопеда позволяет значительно сократить время проведения коррекционной работы. Зачастую, к сожалению, только решение лечебных, педагогических или психологических проблем помогает родителям обратить внимание на процесс развития их детей, формирования их личности, становление характера.
Я работаю учителем-логопедом в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В течение учебного года провожу мастер-классы для родителей, на которых обучаю их приемам коррекционно-логопедической работы. Так, в начале учебного года мастер-класс «Веселая артикуляционная гимнастика» был посвящен обучению родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики. Родители перед зеркалами учились делать упражнения для губ и языка, которые сопровождались веселыми стихами и иллюстрациями. На мастер-классе «Секреты ЗБА» мы вспоминали школьный курс фонетики: характеристики звуков по акустическим и артикуляторным признакам, знакомились с условными обозначениями звуков, выполняли звуко-буквенный анализ и синтез слов, а также анализ и синтез предложений с выкладыванием схем. На мастер-классе, посвященном вопросу развития у детей лексико-грамматической стороны речи, с родителями проигрывали словесные игры.
Ежегодно в логопедической группе проходит День открытых дверей, в течение которого родители могут посетить любой режимный момент, начиная с утренней гимнастики, любое занятие в 1 или 2 половине дня. Оформляем пригласительную афишу с расписанием дня. Привлекаем родителей и к участию в проведении занятий. Проводя открытое занятие, посвященное нашему городу и М. В. Ломоносову по теме «Город с именем Ангела», привлекала мам детей, они участвовали в проведении хороводных игр. Одна мама сама изъявила желание провести развлечение с детьми в дни зимних каникул. Написала сценарий развлечения и сыграла роль Кикиморы. Все дети и педагоги группы были в восторге!
Организуем совместные мероприятия с родителями. Был у нас «Праздник брусничного пирога» на недели, когда изучали лексическую тему «Грибы и ягоды», дети читали стихи, загадывали родителям загадки о ягодах, дегустировали варенья.
С целью анализа знаний родителями особенностей речевого развития детей, изучения педагогической наблюдательности родителей использую различные приемы: беседы с родителями, анкетирование и др.
Содержание бесед с родителями посвящено уточнению анамнестических сведений, выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения дома, со сверстниками. В ходе бесед с родителями определяю уровень наблюдательности взрослых по отношению к детям (это обнаруживается в знании ими интересов и индивидуальных особенностей ребенка, его речевых проблем, определяю адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому нарушению.
Анкетирование родителей провожу для определения сформированности у них представлений об этапах нормального речевого развития, возможных отклонений в этом процессе, выявления основных запросов, предъявляемых работникам дошкольных учреждений, определения форм общения ребенка с родителями и другими взрослыми в составе семьи.
Анкета содержит следующие вопросы:
1Каковы отношения ребенка с другими членами семьи?
2. Не испытывает ли ребенок недостатка во внимании к нему, негативного отношения, чрезмерной опеки?
3. Легко ли он контактирует с другими детьми и со взрослыми?
4. Избирателен ли Ваш ребенок в общении?
5. Использует ли Ваш ребенок речевые и неречевые средства при общении (слова, фразы, возгласы, интонацию?
6. Какие книги и с какого возраста читают ребенку?
7. Как долго он может слушать чтение? Что его больше интересует – иллюстрации, содержание или то и другое?
8. Любит ли ребенок дома рисовать, лепить, играть с конструктором?
9. Сопровождает ли эту деятельность двигательными реакциями и речевыми средствами?
10. Каковы его эмоциональные проявления: адекватные, сдержанные, безразличные, бурные?
11. Сопровождаются ли его эмоциональные проявления речевыми средствами?
Систематическая и целенаправленная работа с родителями имеет важное значение для повышения эффективности коррекционного процесса, а также способствует улучшению детско-родительских отношений.