Валентина Гордобина
Акция «Покормите птиц». Опыт работы по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Акция «Покормите птиц!».
Гордобина Валентина Андреевна (13.08.1956,
воспитатель логопедической группы
Дети старшей логопедической группы «Белочка»
МБДОУ «Детский сад №9»
ул. Крашенинникова, д. 15а
тел. 89146243530
г. Елизово, 2012
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Антуан де Сент-Экзюпери.
В детский сад «Звездочка» я пришла работать в 2002 году в связи с реорганизацией ДОУ №9 и ДОУ №131. Произошло это событие в декабре.
Публикация «Акция „Покормите птиц“, Опыт работы по экологическому воспитанию» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Опыт работы, практика
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Во время прогулок с детьми я заметила, что под крышей здания детского сада обитают воробьи.
А так как я с детства люблю животных и родители приучили меня заботиться о них (у нас в сенях жили ласточки, в саду были кормушки и скворечники, рядом с нами жили собаки, коты, то я решила и здесь организовать подкормку птиц в зимнее время. Ведь зимы на Камчатке очень суровые. Решение принято – осталось заинтересовать детей. Вместе с детьми стала наблюдать за птицами, объяснять им, что воробьи не улетают в теплые края, а остаются зимовать; также рассказала детям, где они живут, чем питаются.
Провела с детьми занятия «Птицы наши друзья» и «Воробей». Целью этих занятий было познакомить дошкольников с некоторыми видами зимующих птиц, но главной задачей являлось формирование бережного отношения к живой природе, воспитание желания оказать им посильную помощь.
В нашей группе прошла тематическая неделя «Зимующие птицы».
Понедельник.
Занятие по развитию речи. «Зимующие птицы»
Лепка. «Воробей»
Аппликация. «Снегири на ветках»
Вторник
Рисование. «Филин»
По развитию речи. «Опиши птичку»
Среда
Конструирование. «Кормушка для птиц»
Загадки о птицах.
Четверг.
Аппликация «Почтовый голубь»
Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах.
Пятница.
Занятие по развитию речи. Пересказ рассказа М. Горького «Воробьишко»
Рисование. Сюжетное по рассказу.
В течение недели прочитала ребятам много литературных произведений наших классиков:
- З. Александрова «Новая столовая».
- В. Лебедев «Воробей- ленивец».
-Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц», «Сорока».
- М. Садовский «Разговор с синицей».
-В. Бианки «Мастера без топора», «Подкидыш».
- И. Соколов- Микитов «Лесные картинки».
-А. Н. Толстой «Желтухин», «Воробей».
-Л. Н. Толстой «О животных и птицах» и т. д.
Детям очень понравились рассказы И. Соколова-Микитова «Трясогузка» и «Синицы», в которых рассказывается о том, как дети и взрослые заботятся с любовью о птицах, попавших в сложную ситуацию.
Но особенно потрясло ребят стихотворение Г. Ладонщикова «Обиженный воробей» :
После вот этих строк
Нахохлясь,
На печной трубе
Сидит бедняжка воробей,
Пургою огорченный, дымом прокопченный.
Сидит, гадает:
- Где бы мне
Узнать,
Когда конец зиме?
Куда слетать, разведать,
Где можно пообедать?
Был в поле- снегом замело.
На базе был – не повезло:
Чуть не попался кошке,
А не нашел ни крошки.
После прочтения отрывка из стихотворения Е. Благининой «Мороз» :
«Но птицы!
Как холодно в воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким!
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода!».
Дети сильно расстроились, переживали за птиц, думали, как им помочь.
Ребята пришли к выводу: нужно кормить воробьев. Возникла новая проблема – чем можно кормить птиц. Весной воробьи любят закусить мошками, комарами, гусеницами, а летом и осенью они клюют зернышки и семена растений. А что воробьи будут кушать зимой? Подумав, дети предложили купить «много-много зернышек».
В группе было проведено родительское собрании на тему «Беречь природу - значит охранять свою жизнь». Родители дружно поддержали нашу с детьми инициативу о подкормке птиц. Было принято решение, что каждая семья принесет по пачке крупы.
Максим Платонов с мамой принесли для птиц пшено и семечки.
Папе Милены К. было поручено изготовить кормушку. В течение недели кормушка была готова и на прогулке с детьми мы ее повесили на березу.
Долгое время воробьи не прилетали, и корм оставался лежать в кормушке. Дети переживали и спрашивали «Почему воробьи не прилетают?». Поясняла ребятам, что воробьи хоть и живут около человека, а птица осторожная. Нужно сначала приучить их. Каждый день дети насыпали зерна в кормушку, а воробьи даже близко к ней не подлетали. Они садились поодаль, на березу, и сидели. Но с каждым днем птицы становились смелей и смелей. Наконец-то наступил долгожданный день – к кормушке прилетели воробьи. С тех пор мы насыпали корм в одно и тоже время, птицы привыкли к этому и как только дети выходили на прогулку, воробьиная стайка тут же прилетала к нам на участок. Кормили воробьев пшенной, ячневой, овсяной, кукурузной крупами и семечками.
А во время сильных морозов, когда дети не выходили на прогулку, птиц кормить выходила я одна, когда ребята уже спали. Я сомневалась: прилетят ли птицы? Ведь в непогоду они тоже прячутся. Прилетали! Оказалось, что «дежурный» воробей ждал, когда насыпят корм и подавал сигнал, и птицы слетались к кормушке. Так продолжалось в течение пяти лет.
Однажды к нам прилетели и голуби. Они сразу оттеснили воробьев. Пришлось сделать еще одну маленькую кормушку, крышу которой специально сделали очень низкой, чтобы залетать могли только воробьи.
Но не тут было! Через небольшое время голуби научились забирать и в нее. Тогда дедушка Дениса П. предложил сделать широкую, без крыши кормушку для голубей.
Но голуби занимали во время кормления все три кормушки, а если дети сыпали корм на снег, то они и там не давали возможности кушать воробьям и даже клевали их, отгоняя прочь.
Увидев такую картину, не выдержал наш дворник Геннадий Петрович и предложил свою помощь по изготовлению новой кормушки, у которой крыша была сделана очень низко, чтобы голуби не смогли туда попасть.
Наконец – то у воробьев наступила сытная и спокойная жизнь.
Голуби привыкли к нам так, что корм стали брать с рук.
Максим и Кирилл кормят голубей.
Два года назад к нам на участок стали прилетать вороны (пять – шесть птиц). Для них ребята крошат хлебные крошки.
Вороны очень умные и находчивые, ловкие птицы. Они хватают сразу два, три куска и только потом улетают. Но среди них есть очень драчливые особи. Некоторые вороны боятся подлететь и самим взять кусок хлеба, так они гонятся за своими сородичами и стараются отобрать хлеб.
Недавно мы с детьми наблюдали такую картину: вороны прятали куски хлеба в снег и зарывали их клювом. Нашли ли они их через несколько дней, так мы и не узнали. Но наблюдать за всем этим было интересно.
Однажды мы просыпали нечаянно пшено на снег под кормушками, увидели необычную картину – ворона легла на снег, широко раскрыла клюв и как лопатой сгребала пшено. Очень находчивая птица!
А совсем недавно вороны помогли нашим воробушкам. К нам на участок стала прилетать какая-то хищная птица. По внешнему виду очень похожа на кречета. С уверенностью сказать не могу, так как события развивались стремительно. «Упал» на березу и хотел схватить воробья, но ему помешали ветки и…вороны. Они собрались стайкой и погнали врага. Во время полета они клевали хищника, и с тех пор он не прилетал на участок. Несколькими днями ранее этот хищник во время кормления птиц сумел ухватить одного воробья.
В ДОУ №9 уделяется большое внимание подкормке птиц. На каждом участке развешаны кормушки.
Забота о птицах дает возможность почувствовать красоту родной природы, понять, полюбить пернатых; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птиц, узнать, как они приспосабливаются к среде обитания. В логопедической группе я решаю и такие задачи:
- расширение словарного запаса (например, провожу дидактические игры
«Подбери признак» - согласование имен существительных с прилагательными, «Один- много», «Назови ласково», «Счет птиц»).
-развитие связной речи («Опиши воробья», «Сравни ворону и голубя»)
- активизация внимания, развития памяти. («Кто как голос подает», «Сколько голубей прилетало к кормушке?»)
- обучение умению сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
- развивать мелкую моторику.
Но самое главное – это воспитание гуманности по отношению к живой природе. Хочется верить, что эта работа по подкормке птиц принесет плоды :
дети усвоят, что беречь природу может каждый из нас и, став взрослыми, они будут заботиться о сохранении окружающей среды.