Светлана Владимировна Яценко.
Экологическое воспитание дошкольников. Акция «Чистые берега»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи. Привлечь педагогов, детей, родителей к сохранению и поддержанию чистоты природы родного края. Формировать ответственность за состояние окружающей природной среды. Развивать гуманное отношение, мотивацию интереса у детей к охране природы.
Словарь: акция, водоем, почва, источник, родник, планета, среда обитания, последствия влияния воды, опасность, засорение.
Воспитывать навыки экологически грамотного поведения во время пребывания у водоема или у реки.
УТРО.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Акция „Чистые берега“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Звучит в грамзаписи песня Л. Сенчиной, автор музыки композитор А. Морозов стихи М. Рябинина «А по камешкам, а по камешкам речка бежит».
2. Просмотр слайдов «Природа нашей станицы».
3. Беседа с детьми «Поведение человека в природе – это зеркало души».
В. Ребята, как вы понимаете слова: «поведение человека в природе – это зеркало души».
Д. Если человек совершает хорошие поступки, значит, он никогда не обидит животного. Будет оберегать природу.
В. Что было бы, если бы все берега были загрязненными? Что нужно делать, чтобы стало меньше мусора?
Д. Если бы берега были загрязненные, нельзя было бы купаться. Погибли бы рыбы.
Дети. Чтобы меньше стало мусора надо его собирать.
В. Человек, считая себя хозяином Земли, многие годы использует для своего блага все, что его окружает. И если он оказывается плохим хозяином: уничтожает природу, животных, строит заводы, которые отравляют воздух, загрязняют почву и воду - происходит ухудшение экологических условий, что незамедлительно сказывается на человеке и живой природе. Этого всего можно избежать, если? Как вы думаете, что нужно делать, чтобы этого избежать?
Д. Нужно соблюдать правила поведения в окружающем мире: не сорить, учить малышей соблюдение порядка, после отдыха на природе убирать за собой мусор
В. Какие последствия неправильного поведения человека в природе вы видели на слайдах или сами наблюдали?
Д. На берегах реки много мусора, люди жгут костры. Оставляют бутылки, банки.
В. Ребята представьте себе, что берег реки загрязнен и пошел сильный дождь.
4. Игра – ситуация по экологии.
Воспитатель льет воду по макету реки с насыпанным мусором (пенопласт, пластиковый мешочек, щепки, песок).
В. Что случилось с рекой?
Д. В реке появился мусор. Вода стала грязная.
В. Откуда в воде оказался весь этот мусор? Д. Его разбросали люди, которые отдыхали.
В. Могут ли жить в такой воде рыбки, водоросли, лягушки, водоплавающие птицы?
Д. Наверно нет.
В. Почему?
Д. В грязной воде им будет плохо. Им не будет хватать кислорода.
В. Что нам нужно сделать, для того чтобы вода в реках, озерах была чистой?
Д. Можно посадить деревья возле реки. Можно почистить водоем.
В. Правильно, можно посадить деревья по берегам рек, построить очистительные сооружения.
5. Игра – моделирование «Рождение реки».
В. Предлагаю вам стать юными экологами и самим очистить реку от мусора.
Дети на макете сажают деревья, воспитатель льет воду.
В. Посмотрите ребята, где задержалась часть мусора?
Д. Мусор задержали корни деревьев.
В. Но вода до сих пор грязная. Что можно еще сделать?
Д. Надо очистить воду.
В. В данном случае мы возьмем воронку и на ее дно положим ватный диск. Прольем воду через это сооружение. Что вы заметили?
Д. Вода стала чище.
В. В природе есть свой фильтр. Может кто-то из вас догадывается?
В. Это песок.
Опыт повторяется с использованием песка.
В. Что нужно делать, чтобы вода оставалась чистой всегда, и не пришлось строить очистительные сооружения?
Д. Не загрязнять водоем. Рассказывать взрослым, чтобы они тоже не загрязняли берега.
В. Представьте себе кругом чистые берега, река бежит и журчит. Пластическая игра «Река».
Дети выстраиваются в две цепочки по семь человек в каждой, параллельно друг другу, взявшись за руки. По команде первая пара поднимает руки, образуя дугу, и опускает в тот момент, когда следующая пара поднимает руки, и так далее, чтобы получилась река с бегущей волной. Воспитатель предлагает с помощью имитирующих движений передать течение воды, капли дождя.
Прогулка. В. Какое по характеру музыкальное сопровождение?
Д. Тревожное, волнующее.
В. Правильно, грустят наши реки. Хочу рассказать вам сказку о реке. (Воспитатель рассказывает детям сказку о реке).
В. Ребята понравилась вам сказка?
Д. Да, очень понравилась.
Беседа по сказке.
В. Опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми. Видели ли вы такую речку?
Д. Маленьким ручейком. Потом большой речкой, была прозрачной и чистой.
В. Как речка помогала людям?
Д. Река поила людей, в ней купались, плавали корабли.
В. Как люди относились к Реке?
Д. Люди загрязняли речку.
В. Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет? Почему?
Д. Люди вели себя не правильно. Потому что они только делали все, что им хотелось. Построили завод, бросали разные вещи в реку.
В. Что случилось с горожанами, когда речка ушла?
Д. Исчезла вода из кранов, остановились заводы.
В. Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с нами? Смогли бы мы жить без них? Объясните свою точку зрения.
Д. Если бы все реки обиделись и ушли от нас, мы бы погибли, погибли бы все животные.
В. Сравните Речку, какой она была до встречи с людьми и какой стала после. Какие изменения с ней произошли? почему?
Д. Речка до встречи с людьми была веселой, чистой, а потом стала черной, рыбы стали задыхаться.
В. Правильно ли поступили люди в конце сказки? Что еще они могли бы сделать для своей Реки?
Д. Правильно, они почистили речку, стали следить за ее здоровьем.
В. Как люди нашей станицы относятся к рекам – так же, как и люди из сказки или по-другому?
Д. В нашей станице есть тоже люди, которые загрязняют берега.
В. Ребята, что мы можем сделать для того чтобы с нашей рекой этого не случилось?
Д. Почистить берег, самим не разбрасывать бумажки, бутылки, другой мусор. В. Правильно. Сегодня я предлагаю вам раскрасить листовки «Жить в согласии с природой!», для составления газеты.
Самостоятельная художественная деятельность.
Дети вместе с воспитателем раскрашивают листовки, затем составляют газету.
В. Молодцы ребята. У нас замечательные получились листовки и газета. О нашей акции должны узнать и присоединиться к ней все жители нашей станицы.
Что мы можем сделать?
Д. Распространить листовки.
В. Молодцы. А еще мы можем организовать трудовой десант вместе с родителями на наших берегах реки.
Воспитатели совместно с родителями и детьми отправляются на уборку берегов. По дороге к реке раздают жителям листовки «Чистые берега».
Вторая половина дня.
«Физминутка.
А теперь мы дружно все
Шагом движемся к реке».
В. Предлагает поиграть в подвижную игру «Берег и река».
На земле чертят две линии на расстоянии примерно в один метр. Между этими линиями - река, а по краям - берег. Все ребята стоят на берегах. Ведущий подает команду: река, и все ребята прыгают в реку. По команде берег все выпрыгивают на берег. Ведущий подает команды быстро и беспорядочно, чтобы запутать играющих. Например: берег, река, река, берег, река, река, река.» Если по команде берег кто-то оказался в воде, то он выходит из игры. Выходят из игры также те невнимательные игроки, которые во время команды река оказались на берегу.
Вечер.
Мастер класс для родителей и детей подготовительной группы на тему: "Утилизация мусора».
В. «Состояние больного тяжелое. Его лихорадит так, как никогда прежде. Все попытки снять лихорадку безуспешны. В жидкостях организма обнаружен яд. Не успеют врачи побороть одни симптомы, как возникают другие. Если бы это был обычный пациент, они бы сочли, что он болен хронически и безнадежно. Не зная, что ещё можно предпринять, они бы делали все возможное, чтобы облегчить страдания больного до тех пор, пока не наступит его смерть. Но в данном случае болен не человек. Больна Земля – наш общий дом».
В. Кто мы в этом доме? Соучастники, сторонние наблюдатели или вершители судеб?
Р. Соучастники.
В. Что вызвало болезнь?
Р. Неправильное отношение к природе.
В. Назовите причины болезни.
Р. Д. Отравление природы выхлопами ядовитых газов автомобилей, заводов, вырубка лесов, уничтожение живых организмов и огромное количество мусора на берегу реки.
В. В чем же причины болезни нашей планеты?
Р. Человек и его деятельность.
В. Все верно! Давайте постараемся решить одну из причин возникновения болезни Земли - мусор. Тема нашей встречи: «Утилизация мусора у реки».
Отгадайте, пожалуйста загадку:
Когда наводят дружно порядок и уют,
Все, что совсем не нужно, мне люди отдают. (Мусорное ведро)
В. Предлагаю вам познавательную игру «Головоломку». Слушайте задание. Из спичек сложить совок, внутри которого будет находиться мусор. Переместите всего 2 спички так, чтобы мусор оказался вне совка. Можно менять положение совка в пространстве, но его форма должна оставаться неизменной.
В. Что такое мусор? Какие виды мусора существуют?
Р. Отходы, старые вещи, коробки. Пакеты.
В. Мусор - это те предметы, вещи которые не нужны людям. Мусор может быть строительный, бытовой промышленный. В естественных условиях мусор разлагается очень медленно. Мало кто знает, что для разложения стеклянной бутылки нужен один миллион лет; для полиэтиленового пакета от 500 до 1000 лет; окурки сигарет - от 1года до 5 лет; огрызок яблока гниет от 1 до 2 месяцев.
В. Как человек борется с мусором? И можно ли решить остро стоящую проблему – проблему мусора?
Р. Человек сжигает, убирает мусор. Одни говорят, что проблему решить можно, другие считают – нельзя. Но каждому необходимо приложить немало усилий.
В. Во всем мире мусор утилизируют (уничтожают, перерабатывают).
В. Какие виды утилизации мусора вы можете назвать сами?
Р. Д. Сжигать.
В. Сжигание мусора - самый простой, дешевый способ решения, но не экологичный. Переработка отходов - это самый экологический вариант обращения с отходами, при котором не увеличивается их объём. Для переработки отходов строят мусороперерабатывающие заводы. Прежде чем начать утилизацию отходов, их нужно рассортировать.
Организация свалок. Чтобы организовать свалку, нужно учесть розу ветров в районе свалки, расстояние от населённого пункта, водопроницаемость грунтов, площадь территории, расположение, удобное для подъезда транспорта. Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.
Изготовление поделок из бросового материала полностью не решает глобальную проблему утилизации мусора, но как превращение обычного бытового мусора в оригинальные предметы обихода имеет место быть.
Просмотр презентации: мастер - класс «Изготовление золотой рыбки из бытового мусора».
Воспитатель. Ребята предлагаю вам вместе с родителями создать из обычного бытового мусора оригинальную поделку