Валентина Евгенова
Доклад «Агрессия. Виды агрессии. Пути ее преодоления»
▼ Скачать +Заказ
Агрессия. Виды агрессии. Пути ее преодоления
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.
Р. Кэмпбелл
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития. И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника. Кроме того, например, с точки зрения гештальт-психологии агрессия необходима для выживания и носит функции защиты и сохранения «своей среды» или конструктивного ее изменения. Итак, что же такое агрессивное поведение и агрессия?
Публикация «Доклад „Агрессия, Виды агрессии, Пути ее преодоления“» размещена в разделах
Агрессивное поведение - это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение:
Агрессия - это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.
Детская агрессивность – это следствие неудовлетворенных потребностей детей в любви, признании и нужности другому человеку.
Виды агрессии :
Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против
другого лица или объекта;
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора,крик, визг, так и через содержание вербальных реакций
(угроза, проклятья, ругань);
Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо
объекта или субъекта;
Косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки, и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанью ногами, битью кулаками по столу);
Инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели;
Враждебная агрессия – выражается в действиях, целью которых является
причинение вреда объекту агрессии.
Причины агрессивного поведения
• Привлечение внимания
• Борьба за власть
• Месть
• Избегание неудач (усвоенная неумелость)
Характерные особенности агрессивного поведения ребенка
Отказывается от коллективной игры.
Слишком говорлив.
Чрезмерно подвижен.
Не понимает чувств и переживаний других детей.
Часто ругается со взрослыми.
Создает конфликтные ситуации.
Перекладывает вину на других.
Суетлив.
Импульсивен.
Часто дерется.
Не может адекватно оценить свое поведение.
Имеет мускульное напряжение.
Часто специально раздражает взрослых.
Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.
Пути преодоления агрессии :
• Путешествие в сенсорную комнату
• Сказкотерапия
• Песочная терапия
• Коммуникативный тренинг
• Ролевые игры
• Метод «Мандала»
• Игротерапия
Упражнение с педагогами
Предлагаю всем встать в круг, возьмите друг к друга за руку. Сейчас я буду посылать импульс (легонько сжимать руку своему соседу, а вы передаете его по кругу так, что бы он не затерялся. Спасибо всем за внимание!
Приложение 1
Игры упражнения направленные на профилактику агрессивного поведения детей
Упражнение «Здоровалки».
Цель: знакомство, вхождение детей в новую ситуацию, коллектив, создание рабочего настроения.
Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и представляется. Первый представляется воспитатель. Когда все дети представятся, сходятся к центру и обнимаются вместе.
Упражнение «Общий круг»
Цель: установить контакт членов группы, сосредоточить внимание детей друг на друга.
Ход упражнения: воспитатель, собрав детей вокруг себя. Чтобы я могла вас видеть и, чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте на ковер, пожалуйста, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. Желательно, чтоб дети избегали словесных приветствий. Однако, если кто — то захочет что-то сказать другому, воспитатель не препятствует.
Продолжительность — 3-5 мин.
Упражнение «А я …»
Цель: напоминание детям о том, что они должны делать добрые дела, обучить детей более четко дифференцировать добрые и злые поступки, усвоение моральных норм.
Ход упражнения: Выяснение поступков, которые дети совершили в период между занятиями. Совместное обсуждение этих поступков с занесением их в книги. Выделение ребенка, который больше всех сделал хороших поступков.
Продолжительность — 5 мин.
Упражнение «Импульс»
Дети сидят в кругу, взявшись за руки. Ведущий посылает сигнал – сжимает руку сидящему рядом, тот в свою очередь передает сигнал следующему. Таким образом сигнал начинает бегать по кругу.
Продолжительность – 1-2 мин.
Упражнение «Гном»
Детям показывают гномов – грустного, радостного, спокойного, сердитого, испуганного, удивленного, злого – и предлагают соотнести цвет с данными образами. При обсуждении воспитатель обращает внимание на то, почему ребенок выбрал именно этот цвет.
Продолжительность – 2-3 мин.
Упражнение «Зеркало»
Дети синхронно повторяют за воспитателем его движения. Акцент переносится с физического действия на мимику лица и пантомимику тела.
Приложение 2
Подвижные и дидактические игры направленные на профилактику агрессивного поведения детей
Игра «Рисуем эмоции пальцами»
Цель: Выражение осознания своего эмоционального состояния.
Ход игры: Детям предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. После того, когда все дети закончат выполнение задания, психолог ведет обсуждение рисунков.
Продолжительность — 10 мин.
Игра «Своя тень»
Цель: Психофизическая мобилизация детей, сплочение группы.
Ход игры: Дети делятся на пары, в каждой, из которой один ребенок играет сам себя, а другой — его тень. Тот, кто играет сам себя по сигналу бегает по кругу. Не далее чем в шаге от него бежит его «тень». Первый ребенок стремится уйти от преследователя («тени», который старается от него не отстать. Первый ребенок может делать обманные остановки, замедлять или ускорять движения, путая свою «тень».
Затем дети меняют ролями и проигрывают еще раз.
Продолжительность — 3 мин
Игра «Где мы были не скажем, а что делали покажем»
Цель: Развитие внимания и сопричастности к партнеру, закрепление умения выражать свои мысли, чувства и понимать чувства и мысли другого.
Ход игры: Дети делятся на подгруппы. Договорившись с помощью психолога, какое действие каждая группа будет представлять, дети самостоятельно придумывают сюжет и представляют его. Каждая группа прежде, чем разыграть действо, предваряет его фразой: «Где мы были не скажем, а что делали покажем». Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся. Если задача выполняется, на сцену выходит следующая группа.
Продолжительность — 10-12 мин.
Игра «Снег»
Дети получают по листу белой бумаги, из которой они в течение 3 минут делают «снег». Затем играющие по очереди подбрасывают вверх свои «снежинки», стараясь «засыпать» ими как можно больше окружающих. По окончании воспитатель подводит итог: дети испытали радость и подтверждение тому – их веселые улыбки и лица.
Продолжительность – 3-5 мин.
Игра «Узнай по голосу»
Ребята становятся в круг, в центре стоит водящий с завязанными глазами. Играющие идут по кругу вслед за водящим, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные, затем останавливаются и говорят:
Мы немножко поиграли.
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто тебя позвал – узнай!
Водящий должен назвать имя того, кто скажет: «Узнай, кто я?». Если он угадал, узнанный становится водящим, если ошибся, игра повторяется. Можно разрешить детям голосом издавать звуки птиц, животных, чтобы усложнить игру.
Приложение 3
Беседы с детьми
Беседа «Что такое быть злюкой?»
Цель: вербализация испытываемых чувств, закрепление положительной черты характера (миролюбия).
Ход беседы: Цель осуществляется через следующие вопросы. К ребенку — играющему: Бывает ли у тебя в жизни, что ты то «Злюка», то «Добряка»? кем ты бываешь чаще? В роли кого тебе было удобнее играть? Что ты испытывал, когда был перед всеми «Злюкой»? Что ты испытывал, когда был «Добрякой»? Вопросы к другим детям: Кто вам понравился больше? Почему?
Продолжительность — 4-5 мин.
Беседа «Разъяренная медведица»
Дети садятся на коврик и слушают рассказ воспитателя.
«На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка, медвежонок подбежал к нему и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним, медвежонок был смешным и веселым. Почему бы не поиграть с таким пушистым несмышленышем?
Вдруг послышалось какое-то урчание, и мальчик увидел, что на него, подняв лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к дереву и быстро влез на него. Медведица не полезла на дерево, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика. Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок, медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка, мальчик еще немного посидел на дереве и побежал домой».
Вопросы для обсуждения:
Какое чувство испытывала медведица?
Почему она была сердита на мальчика?
О чем она подумала, когда увидела мальчика рядом с медвежонком? Вспомните, когда и за что вы сердились?
О чем вы думали, когда попали в ситуацию, которая вас рассердила?
Далее ведущий предлагает составить рассказ на тему «гнев», используя слова: тигр, гнев, обезьяна, банан.
Список литературы
1. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов-на-Дону 2007г.
2. Сазонова Н. П., Новикова Н. В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. : Учебно-методическое пособие. - СПб ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.