Макаренко
Консультация «Агрессия наших детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема агрессивности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных проблем современного общества. Практически каждый человек едва ли не ежедневно сталкивается с теми или иными проявлениями агрессии. Тревожным симптомом является рост числа детей и подростков с отклоняющимся поведением, проявляющемся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).
Публикация «Консультация „Агрессия наших детей“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
В психологии агрессией считается поведение (индивидуальное или коллективное, направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессия может проявляться как на физическом уровне (нападение, так и в виде ссор, криков, угроз, злобных шуток, сплетен, вспыльчивости, грубости, негативизма.
Агрессия может быть направлена как на другого человека, так и на собственную личность (употребление алкоголя, наркотиков, рискованные виды спорта, провоцирующее поведение, нанесение себе увечий и суицидальное поведение).
Следует заметить, что агрессивность как черта личности формируется преимущественно в детском и подростковом возрасте. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии : 12 лет и 14-15 лет. У девочек наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.
Прежде чем превратиться в грозную мутную реку, подростковая агрессия питается от многих источников.
Во-первых, дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые практикуют их родители по отношению друг к другу. Жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
Следующая причина - перенасыщение современных фильмов и телепередач сценами насилия и физической агрессии. Если ребенок смотрит исключительно кулачные бои и боевики, в которых персонажи убивают себе подобных десятками и никто не выражает даже горечи по поводу их страданий и смерти, то у ребенка притупляется способность сочувствовать окружающим.
Третье - это низкая самооценка подростка, который равняется на лидера и превращается в "волчонка в стае", не имеющего своего мнения и готового выполнить все, что ему прикажут.
Кроме того, подросткам свойственен неосознанный страх смерти, напоминанием о которой являются старые люди. Сами взрослые зачастую относятся к старикам как к людям низшего сорта. Подростки чувствуют это и рассчитывают на абсолютную безнаказанность, обижая слабых и старых.
Большинство родителей сталкиваются с проблемой агрессии в подростковой среде тогда, когда их дети оказываются в роли жертв. Если же ребенок удачно избегает неблагоприятных ситуаций, либо сам ведет себя агрессивно в отношении сверстников, вне семьи, проблема минует их внимание.
Многие родители косвенно одобряют поведение своих детей, когда те проявляют агрессию по отношению к сверстникам: советуют «давать сдачи» обидчику, отстаивать свои права и «если надо – драться», провоцируют недоверие к детям из неблагополучных семей и нередко - межнациональную рознь.
Педагоги и родители смогут предотвратить эпидемию подростковой агрессии, только устранив ее источники.
Искоренить подростковую агрессию можно, если взрослые будут придерживаться следующих правил:
• Относиться к детям и подросткам с уважением, не проявлять грубость по отношению к ним, стараться разговаривать с ними на равных.
• Учить ребенка выражать негативные чувства словами, а не кулаками.
• Ограничивать время у телевизора и исключать из эмоционального рациона ребенка фильмы и передачи, прославляющие насилие и убийство.
• Прививать любовь к чтению, на литературных примерах воспитывать сочувствие к слабым, желание помочь.
• Учить подростков не заражаться энергией стаи, а выбирать приятелей, с которыми у них есть не только общие интересы, но и взаимное уважение и понимание. Очень хорошо, если вы знаете друзей своего ребенка.
• Проводить с ребенком и подростком время на природе, играть в подвижные игры, вовлекать в занятия спортом, в кружки и факультативы (учитывая предпочтения ребенка).
Когда ребенок занят полезным и интересным делом, его уже не потянет на "кулачные бои".
• Воспитывать уважение к старым людям собственным примером.
• Говорить с детьми и подростками о цикле жизни, помогать им с ранних лет участвовать в ритуалах, связанных с рождением, смертью и другими главными вехами жизни, объяснять, что старость - это не уродство, а безграничная житейская мудрость.
• Беречь семейную историю, рассказывать детям о предках, воспитывая в них гордость за свои корни.
Обращаться за профессиональной психологической помощью следует, если ваш ребенок испытывает наслаждение, истязая зверушек или более слабых людей. Лишь в крайне редких случаях детская агрессия свидетельствует о серьезных психических отклонениях. Скорее всего, ребенок просто не умеет выплескивать негативные эмоции и переживания другим, более мирным способом. И основная задача родителей и педагогов - научить его разрешать конфликты позитивно.
В заключение мне хочется привести индейскую притчу о двух волках:
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, доброту…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
В каждом из наших агрессивных подростков живут два волка, два тигра и между ними происходит борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Важно помочь подростку совершить выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить «подкармливать» и растить эту часть себя.