Юля Кулемина
Адвент-календарь как инновационная игровая форма
▼ Скачать +Заказ
XIX РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
«ПЧЕЛКА-2022»
Конкурсная работа на тему:
«Адвент - календарь как инновационная игровая форма поддержки инициативы детей старшего дошкольного возраста»
Номинация
«Позитивная социализация в современном детском саду: эффективные технологии поддержки детской инициативы»
Кулёмина Ю. Л., воспитатель МБДОУ «Детский сад №6»
о. Муром, 2022г.
Содержание
1. Информационная справка о МБДОУ….3
2. Сведения об авторе….….…. …. 4
3. Пояснительная записка…. ….5
Публикация «Адвент-календарь как инновационная игровая форма» размещена в разделах
4. Актуальность…. …. ….….…. …6
6. Содержание деятельности…. …. 9
7. Результативность…. …. …18
8. Адресная направленность. …. …. 20
9. Список литературы…. …. …21
Краткая характеристика ДОО
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 6» располагается в центральном районе о. Муром. Развитие и воспитание детей осуществляется согласно основной общеобразовательной программе детского сада, с опорой на базисную программу нового типа «Истоки» (под редакцией Парамоновой Л. А., центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца) и парциальную программу «Основы безопасности деятельности дошкольников» Р. Стеркиной. Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования составляет 260 детей в возрасте от 1 до 7 лет. В детском саду функционирует 12 групп: 10 групп - общеразвивающей направленности; 1группа - компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи; 1 группа - компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. На территории дошкольного учреждения 12 прогулочных участков с верандами, игровым оборудованием; спортивная площадка, уголок леса, летний бассейн, сад и огород.
Руководит учреждением Харенкова Оксана Валерьевна - специалист с высшим образованием и первой квалификационной категорией, имеющая стаж педагогической работы - 19 лет, в должности заведующего - 10 лет.
Педагогическую деятельность осуществляют 20 педагогов, из них специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, логопед. Высшую и первую квалификационную категорию имеют 20 человек (100%).
Детский сад является муниципальным Ресурсным центром по теме: «Формирование образовательного пространства как условие социально- личностного развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС». Внутреннее пространство ДОУ включает помещение музея «История дошкольного образования о. Муром».
Сведения об авторе.
Кулемина Юлия Львовна. Воспитатель. Первая квалификационная категория. Образование - Высшее. Арзамасский государственный педагогический институт, 2009г., («Дошкольная педагогика и психология») Профессиональный стаж - 17 лет.
Пояснительная записка
«В каждом ребенке солнце, только дайте ему светить.» древнегреческий философ Сократ
Согласно ФГОС ДОО, определение способов и направлений поддержки инициативы детей в различных видах деятельности является необходимым условием для позитивной социализации детей.
Наше дошкольное учреждение является муниципальным Ресурсным центром по теме «Формирование образовательного пространства как условие социально-личностного развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС». Я, как воспитатель старшей группы, работающий в этом направлении, считаю инициативность и самостоятельность важными качествами социально-личностного развития ребенка, обеспечивающими готовность к обучению в школе. Ребенок становится инициатором тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным и интересным для других.
Констатирующая диагностика в начале учебного года (сентябрь) показала, что инициативных детей (высокий уровень развития) в группе – 5 человек (26%). Они активны, готовы предложить или инициировать свое решение в любом вопросе. Большинство детей – со средним уровнем развития, с интересом выполняют задания и просьбы, но инициативу проявляют редко – 11 детей (53%). Как и в любой другой, в нашей группе есть дети, которым требуется особое внимание: стеснительные, малоактивные - 4 ребенка (21%) – низкий уровень развития. Актуальным являлся вопрос: как организовать детскую деятельность так, чтобы не только заинтересовать каждого ребенка, но и создать условия для поддержки инициативы, любознательности и самостоятельности? Казалось бы, ответ очевиден: создать мотивацию, вовремя отметить и поддержать активность детей. Однако в условиях плотного распорядка дня и большой образовательной нагрузки иногда просто не оставалось времени на поддержку всех детских идей на уровне партнерского общения с ребенком. Возникла необходимость поиска инновационной игровой формы работы с детьми, позволяющей комплексно решать задачи развития детской инициативы через интеграцию образовательных областей и видов детской деятельности на основе личной заинтересованности каждого ребенка. Проанализировав методическую литературу, я выбрала такую форму работы, как «Адвент-календарь». Для детей - это увлекательная игра, каждый день приносящая открытия и сюрпризы. Для педагога - своеобразный план действий, возможность организовать развивающую детскую деятельность в ее разнообразных формах, при этом учитывая особенности развития каждого ребенка.
Актуальность использования данной формы заключается в следующем: - адвент-календарь позволяет интегрировать содержание образовательных областей в соответствии с ФГОС ДОО; - сочетает в себе идеи современных образовательных технологий; - тема раскрывается через различные виды детской деятельности на основе игры; - носит характер комплексного воздействия: развивает не только познавательную активность, инициативность и самостоятельность детей, но также способствует развитию уверенности в своих силах, открытости внешнему миру, желанию и умению взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Цель: Создание эффективных психолого - педагогических условий, способствующих развитию инициативы детей посредством использования адвент-календаря как инновационной формы работы со старшими дошкольниками.
Задачи:
1. Создать условия для обеспечения эмоционального благополучия, поддержки индивидуальности и инициативы воспитанников на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах детской деятельности посредством использования «Адвент-календаря».
2. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и само-регуляции собственных действий старших дошкольников через использование инновационных форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
3. Развивать творческие и организаторские способности детей, родителей педагога через возможность самореализации, проявления инициативы в различных видах совместной и самостоятельной деятельности.
Предполагаемый результат (согласно целевым ориентирам ФГОС ДОО) :
• ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям;
• ребенок пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• способен к принятию собственных решений.
Ведущая педагогическая идея: использование инновационной игровой формы «Адвент-календарь» будет способствовать успешному развитию и поддержке инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Теоретические аспекты. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг». В программе «Истоки», на основе которой разработана ООП ДО нашего детского сада, авторы Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева и др., подчеркивают, что в старшем дошкольном возрасте (5 - 7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности – общении, продуктивной деятельности, игре, экспериментировании и др. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных источников. ФГОС ДО (п. 3.2.5.) определяет «условия, необходимые для «… поддержки индивидуальности и инициативы детей через: - создание возможности свободного выбора детьми деятельности, участников сов-местной деятельности; -создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)». Инновационная форма «адвент-календарь» позволяет комплексно реализовать данные условия через интеграцию образовательных областей, современных педагогических технологий, различных видов детской деятельности.
Если перевести с латинского, Adventus — «приближение, пришествие», поэтому адвент - календарь можно назвать календарем приближения, ожидания события. В Европе традиционно ждут Рождество, а в нашей стране наиболее популярно ожидание Нового года. Но я считаю, что такой календарь можно применить и к любому другому значимому событию. Интерес ребенка поддерживается и тем, что за «окошечком» спрятан сюрприз или интересное задание, или угощение. Адвент – календарь - возможность для родителей принимать участие в жизни ребёнка в детском саду более активно, разделяя заботы и радости ожидания праздника или события.
Новизна состоит в адаптировании инновационной формы «адвент-календарь» применительно к условиям нашего детского сада и моей группы на основе комплексно – тематического подхода к развитию инициативы старших дошкольников.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
На первом, аналитико-прогностическом этапе, изучив результаты диагностики, методические рекомендации и проконсультировавшись со старшим воспитателем, для оптимизации работы по развитию детской инициативы я выбрала форму «адвент-календаря». Для реализации данной формы работы на основе требований ФГОС ДО нами были продуманы и определены:
Подходы для поддержки детской инициативы:
Социокультурный подход – развитие инициативы обусловлено современной социокультурной ситуацией и рассматривается во взаимосвязи с окружающей современной средой. Деятельностный подход – развитие основных свойств и качеств личности формируется и проявляется в деятельности. Личностно-ориентированный и субъектный подход.
Психолого-педагогические условия, необходимые для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности:
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды.
В сотрудничестве с родителями воспитанников были дополнительно сделаны и приобретены многофункциональные контейнеры, ширма, развивающие пособия и игры, с помощью которых у детей появилось больше возможностей для трансформации пространственной среды группы, развития игровых ситуаций. Предметный мир, окружающий детей, постоянно обновлялся и изменялся в соответствии с тематикой недели, заданиями календаря, предложениями и интересами детей и родителей. Среда группы вариативна по своему содержанию, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, позволяет реализовать самостоятельную деятельность детей.
Преобладание демократического стиля общения воспитателя с детьми.
Создание ситуации успеха: любая инициатива ребенка сама по себе является успехом, замеченным всеми, вклад в общее дело становится наградой за проявленные усилия.
Выделение времени для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам, поддержка стремления ребенка вовлечь ровесников и взрослых (воспитателя, родителей) в деятельность, передать свои идеи, поддержать другого в деятельности. Стимулирование интереса ребенка в той области знаний, на которую он обращает повышенное внимание.
Заинтересовать родителей работой по поддержке детской инициативы.
Первый адвент-календарь «Волшебные окошки осени» мы решили сделать в рамках проектирования тематической недели. Его идеи и тематику мне подсказали сами дети. Участвуя в квест-игре «В поисках волшебных ключей Осени», они увлеклись сказочным сюжетом и придумали свои варианты продолжения истории об осенних превращениях. Так родилась идея адвент-календаря в рамках тематической недели «Такая разная осень…». Продолжая сказочную историю, я познакомила детей с календарем и правилами работы с ним, разработала перспективное планирование тематической недели. Сделать макет календаря помогли родители воспитанников, а варианты заданий и игровых ситуаций я придумала, слушая предложения и фантазии детей и следуя методическим рекомендациям.
Так начался второй, практический этап работы. За каждым окошком адвент-календаря детей ждало увлекательное задание, веселые игры. Каждый день недели открывал «свою Осень», обогащая знания детей и мотивируя их к активным действиям : Понедельник - «В гостях у осенних месяцев» (частичка осеннего пазла); Вторник - «Осень плачет за окном, снегом сыпет и дождем» (изображение зонта); Среда - «Осень пляшет и поет, в хоровод с собой зовет» (изображение сундучка); Четверг - «Золотая осень в родном краю» (стрела и следы); Пятница - «Что у Осени в корзинке?» (конверт); Итоговое событие: Выставка «Чудеса осенней природы».
Дети заинтересовались работой с календарем, ждали интересных заданий, сюрпризов. В процессе выполнения заданий повысился познавательный интерес. Приведу неко-торые результаты наблюдений и анализа развития детской инициативы в рамках проведенной тематической недели: - двое детей предложили ребятам свои мнемосхемы к стихотворениям об осени. - По инициативе Саши К. на участке были сделаны фигурки и силуэты из опавших листьев, по инициативе Андрея Ч. собраны природный материал – гроздья рябины, желуди, шишки для творчества. Соня О. предложила рассмотреть листья и плоды в микроскоп, организовала игру в центре экспериментирования. – Четверо воспитанников проявляли инициативу во время квест – игры «Найди осенние подарки» по организации эстафет и поиску предметов. – Даша С. и Аня П. организовали мини-экскурсии по выставке детских работ и репродукций осенних картин. - Удалось заинтересовать творческим процессом и малоактивных детей.
Родители воспитанников дома с детьми, готовясь к выставке, реализовывали творческие замыслы, и фиксировали их на фото и видео. Так, Кирилл С. придумал сказочный сюжет экспозиций «В гостях у ежика», «Волшебный мешочек», который реализовал вместе со своей мамой. Маша Щ. составила с братом осеннюю экспозицию «Озорной грибок». Данил Б. придумал «Хитрую гусеницу» и сделал аппликацию с помощью бабушки.
Таким образом, «первый опыт» работы по адвент-календарю оказался удачным. Через некоторое время мы с детьми стали продумывать, как провести досуг «День матери»? В ходе беседы на тему «Как можно порадовать и удивить маму?», дети предложили идеи, которые легли в основу второго адвент-календаря.
Адвент-календарь «Волшебное дерево с сердечками».
Дизайн календаря был выбран в ходе коллективного обсуждения с детьми. Часть его (сердечки) дети решили вырезать самостоятельно. «Дерево» попросили сделать родителей. Так, за неделю до праздника, в нашей группе появилось красивое и разноцветное волшебное дерево. Все задания носили творческий характер по теме «Что я маме подарю?». Каждый ребенок сделал одно-два сердечка, на которых я записала его пожелание или идею подарка. Конечно, внесла в адвент-календарь и свои мысли и предложения. Поскольку сердечек было много, мы решили методом игры каждый день выбирать по два-три сердечка. Я предложила детям каждое сердечко, снятое с календаря использовать для создания коллективного итогового панно «Доброе сердце мамы», которое презентовалось на итоговом досуге «Сердечки свои теплые подарим нашим мамам» в рамках тематической недели «При солнышке тепло, при матери - добро».
Некоторые результаты проведенной недели :
-Застенчивые дети включаются в игровые ситуации, иногда инициируют их сами. - Дети-лидеры (Данил Б, КсюшаА, Кирилл С., Платон Г., Маша Щ.) предлагают варианты развития игрового сюжета, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. - Некоторые воспитанники попробовали сочинить стихи и рассказы, главным героем которых стали сами дети и их мамы. - Даша С. вместе с мамой провела онлайн «мастер-класс» для всех желающих по украшению сердечек для мамы. -Большую радость всем доставило оформление фотовыставки и вернисажа. Дети с гордостью рассказывали о своих мамах, своих работах в подарок маме. Дети стали терпеливее и внимательней к маме, друг к другу и ко всем окружающим людям.
Адвент-календарь «Путешествие по Новогодней стране».
Дети очень любят Новый год, ждут его с нетерпением, но мало что знают о возникновении праздника, а так же праздников, следующих за ним – Рождество, Старый Новый год, традициях проведения этих праздников в разных странах, историю Деда Мороза. Посоветовавшись с родителями, мы решили сделать детям сюрприз. В начале декабря в нашем детском саду появился «Новогодний почтовый ящик» …. А вскоре мы уже отправлялись на чудесном паровозике в путешествие по новогодней стране на поиски пропавших вещей Деда Мороза и украшений для группы. Вагончики новогоднего паровоза дети сделали сами в творческой мастерской, выполняя работы индивидуально и в парах. Совместное изготовление столь необычного дидактического пособия и дальнейшее взаимодействие со сказочными персонажами с его помощью способствовало развитию творческой инициативы детей, сплочению детского коллектива, воспитанию чувства товарищества, взаимовыручки, доброжелательности, ответственности. Каждый день паровозик отправлялся в путь, останавливаясь на одной из станций. Последний вагончик отцеплялся и в нем дети обнаруживали задание, выполнив которое они находили один из предметов. «Волшебный замысел» был интересен детям, они с нетерпением ждали следующего дня и задания… К концу декабря поезд возвратился в детский сад с последним вагончиком, на котором к нам на праздник приехал сам Дед Мороз.
Все задания я отобрала в соответствии с тематическим планом декабря, поэтому они не противоречили реализации образовательной программы, а, наоборот, способство-вали интеграции содержания образовательных областей и реализации поставленных мною задач по развитию инициативы и самостоятельности детей. Игровой замысел занял три недели, в ходе которых дети украшали группу и участок к празднику, проводили опыты со снегом и водой, сочиняли сказки и стихи, готовились к утреннику. В реализации игрового замысла приняли активное участие родители, приняв участие в конкурсе на лучшее украшение детского сада, оформление группы. Многие из них сделали домашние адвент-календари. У детей сформировались обширные знания о празднике Новый год, об истории новогодней ёлки, о традиции встречи праздника в разных странах. Дети активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, участвовали в совместных играх, старались разрешать конфликты, договариваясь между собой.
Инициатива воспитанников и творческие способности проявились в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, исследовательской деятельности. Развитию коммуникативной инициативы и волевых усилий способствовали организованные в группе и совместно с родителями (в домашних условиях) творческие мастерские. Успешно были проведены: «Новогодняя мастерская игрушек», «Вагончики новогоднего паровозика». Дети сами предлагали для обсуждения тематику мастерских, и родители с педагогами помогали организовать все нужные материалы для продуктивной деятельности. Малоактивные дети - Иван В., Саша К., София О., Андрей Ч. - научились обозначать конкретную цель, удерживать её во время продуктивной работы.
Работа с календарем помогла повысить уровень познавательной и творческой
инициативы Ульяне Ш., Сергею С. Эти дети, совместно с родителями с помощью соцсетей проводили виртуальный мастер - класс: «Как сделать новогодний костюм». Многие дети проявили инициативу и самостоятельность в оформлении элементов декораций, костюмов, атрибутов для группы. «Новогоднее путешествие» оказалось особенно полезным для малоактивных детей, т. к. идея и атмосфера приближающегося праздника способствовали раскрепощению, самоутверждению.
Особенности взаимодействия с родителями
Прежде, чем начать работу с адвент-календарем, я провела интервьюирование и анкетирование родителей воспитанников.
Цель: оценка активности и инициативности детей в условиях семьи.
Анкета включала 6 вопросов закрытого характера и 1 вопрос открытого характера. Данный опрос показал, что родители готовы к сотрудничеству по проблеме исследования, но недостаточно осведомлены по вопросу развития инициативы детей.
С целью привлечения внимания и педагогического образования родителей я использовала информационные буклеты : «Способы поддержки детской инициативы дома», «Игры с ребенком для развития инициативности и самостоятельности». Онлайн консультации по проблеме «Какие методы и форм можно использовать в развитии инициативности и активности старших дошкольников».
Совместно с родителями воспитанников были изготовлены адвент-календари, осенние поделки из природного материала, проведен онлайн мастер-класс по изготовлению новогоднего костюма, создана коллекция новогодних открыток советского периода,
Родителям заранее предлагалась информация о возможных способах участия с учетом интересов и возможностей каждой семьи: помощь в организации мероприятий, помощь в обновлении развивающей среды, другое посильное участие.
Для педагогов была разработана и проведена консультация «Поддержка и развитие инициативы дошкольников посредством инновационной игровой формы «Адвент-календарь».
Работа по поддержке детской инициативы не закончена, она будет продолжаться до выпуска детей в школу. Поэтому, на данном этапе можно подвести лишь предварительные результаты.
Результативность.
Задачи:
1. Определить уровень и особенности развития инициативы воспитанников моей группы.
2. Выявить влияние использования инновационной формы работы с детьми – «адвент-календаря» - на развитие инициативы старших дошкольников;
Диагностика уровня развития детской инициативы проводилась с использованием основного метода сбора информации о ребенке - наблюдение. Оценочные показатели были взяты из рекомендаций Л. В. Михайловой - Свирской. Констатирующая диагностика в начале учебного года (сентябрь) показала, что инициативных детей в группе (высокий уровень развития) – 5 человек (26%). Они активны, готовы предложить свое решение в любом вопросе. Большинство детей – со средним уровнем развития, с интересом выполняют задания и просьбы, но инициативу проявляют редко – 11 детей (53%). Как и в любой другой, в нашей группе есть дети, которым требуется особое внимание: стеснительные, малоактивные - 4 реб (21%) – низкий уровень развития.
По итогам трех месяцев работы по адвент-календарю произошли следующие изменения в показателях развития:
-Увеличилось количество инициативных (высокий уровень) – 7 детей (37 %). Дети стали активно выступать инициаторами какой-либо деятельности, игр, стали чаще привлекать к совместным играм других детей, стали активно участвовать во всех делах.
-Количество детей со средним уровнем развития инициативности – 11 человек (53 %). Эти дети реже выступали инициаторами в коллективных играх, однако у них повысился интерес к совместной деятельности, они стали принимать участие во всех делах.
-Уменьшилось количество детей с низким уровнем развития инициативы - 2
человека (10 %). Эти дети стали проявлять больше стремления включаться в
процесс деятельности.
Итоговые выводы.
В своей практике я использую форму работы адвент-календарь» недавно, но могу сказать, что она стала эффективным средством стимулирования детей к развитию и поддержке инициативы, самостоятельности. Адвент-календарь является эффективным маркером игрового пространства РППС, который позволяет предложить детям увлекательную и познавательную деятельность в интерактивной форме. Кроме этого, нужно отметить, что комплексный характер работы, интеграция образовательных областей позволили отметить наметившуюся тенденцию к: - совершенствованию коммуникативных и речевых навыков; - успешному формированию аналитических предпосылок и установлению причинно-следственных связей.