Зарина Рамильевна
Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
История создания адвент-календаря
В переводе его название звучит, как «календарь ожидания». Известно, что он был изобретен еще в 1903 году Герхардом Лангом. Мать Герхарда перед Рождеством обязательно пекла 24 безе, по количеству дней до предстоящего веселья. Затем сладости прикреплялись к картону. Таким образом, съедая ежедневно по одной фигурке, мальчик знал, сколько еще дней до праздника.
Публикация «Адвент-календарь как инновационная игровая форма обучения дошкольников» размещена в разделах
Через много лет Ланг возглавил типографию. Именно там по его воле и стали выпускать первые адвент-календари. На них были изображены 24 картинки с праздничной тематикой. Среди них были пекари с крендельками, рождественские ангелы и прочие персонажи.
Несколько позже в календарях появились открывающиеся дверцы. Так изобретение было запатентовано. По прошествии 50 лет календарь предстал в привычном нам виде. Это была коробка с конфетами, которые помещали в окошки с датами календаря. В Европе по сей день популярны адвент-календари. Прежде всего, их дарят детям. Благодаря такому изобретению самые маленькие могут не только успеть подготовиться к Рождеству, но и запомнить счет.
Детские психологи отмечают положительные моменты в использовании календаря. Ребенок подобным образом, зная сколько осталось дней до торжества, учится ценить время, проводит досуг с пользой и приключениями. Также здесь присутствует и самоконтроль, ведь в день можно извлечь лишь один подарок, а следующего придется ждать до утра. Волшебство нельзя нарушить, поэтому стоит потерпеть до завтра.
Существует несколько разновидностей адвент-календарей. Давайте рассмотрим некоторые из них:
• подарочные. Самый распространенный и желанный вариант. Для их создания в домашних условиях прекрасно подойдут такие емкости, как мешочки, баночки, коробки. Их наполняют лакомствами и дарят детям. Не обязательно брать только шоколад. Детям также придутся по вкусу зефир, мандарины, пряники и печенье;
• с пожеланиями. Представляет собой поздравительную открытку. За кошечками скрывается надпись с пожеланиями. Напутственные фразы могут быть упакованы в мешочки, елочные шары либо конвертики. Также такие календари мастерят и в виде гирлянды;
• с событиями. Разнообразить снежные будни можно с помощью веселых мероприятий. Распишите на каждый день совместные походы с ребенком в кафе, кино, зимний лес,
• с заданиями. Еще одна интересная форма ожидания праздника. Вы открываете определенную ячейку с сегодняшней датой и выполняете несложное задание. Календарь может вам предложить слепить снеговика, испечь имбирное печенье, выучить стихотворение или нарядить елку. А за выполненное задание получаете сладкий приз;
Адвент-календарь может быть приурочен к любой лексической теме и решать следующие педагогические задачи:
• Развивать умение визуализировать и озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами;
• воспитывать и развивать всесторонне развитую личность
• воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни;
• развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения;
Принципы составления адвент-календаря :
1. Стиль оформления должен соответствовать лексической теме.
2. Определённое место календаря. Календарь должен быть доступным и многофункциональным.
3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
4. Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания добавляются ежедневно.
5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности
6. Число дней календаря зависит от периода реализации темы, и составляют от недели до месяца.
Свойства Адвент - календаря :
• Наглядность
• Привлекательность
• Запоминаемость
• Творчество
Планируемый результат:
• Возрастет детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества;
• Усовершенствуются коммуникативные и речевые навыки;
• Дети станут легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого, четче формулировать мысли
• У детей сформируются аналитические предпосылки, они не только будут воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.
В своей работе я использовала адвент-календарь с заданиями для дошкольников.
Целевая аудитория: дети второй младшей группы (и другие возрастные группы могут применять) дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка дошкольного возраста.
Задачи:
• Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, приучать активно участвовать в подготовке к тому или иному празднику;
• Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.
• Воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к ручному труду.
• Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
• Создать позитивный настрой в преддверии праздника.
Проблема: детям тяжело осознавать длительность временных промежутков, что значит праздник наступит через месяц — долго это или нет. Им проще понять, например: что надо поспать 10 ночей, или 20 раз поужинать, или 15 раз сходить в детский сад и тогда этот момент наступит. И ребенок начинает считать ночи, ужины или походы в детский сад и ожидать приближение заветного дня.
В этом случае отличным помощником может послужить адвент календарь, он помогает ребенку понять, сколько дней остается до ожидаемого мероприятия. Каждый день он подходит к календарю и по порядку «открывает окошечки», и понимает, чем меньше остается не открытых окошечек, тем скорее приблизится радостное событие. Интерес ребенка к календарю поддерживается и тем, что за «окошечком» спрятан сюрприз, это интересное задание. Вот такая увлекательная игра получается. В моем адвент-календаре были задания, каждое из которых необходимо было выполнить в течении дня.
1. Высыпаем в большую чашу макароны, фасоль и орехи. Ребенку дает задание пальчиками перебрать в разные ёмкости отдельно – фасоль, орехи, макароны.
2. Рисуем пальчиковыми красками. Такое упражнение целостно помогает влиять на развитие малыша. Происходит эмоциональное и эстетическое развитие при помощи нанесения красок различных цветов на бумагу. Позволяя рисовать картину пальцами, ребенок разрабатывает подушечки пальчиков и лучше чувствует мир. Попросите нарисовать картину на тему «Лето», «Зима», «Прогулка».
3. Надеть на куклу или на себя кофту с разными пуговицами и молниями. Учим кроху застегивать и расстегивать пуговицы, а также управляться с молнией.
4. Во время купания можно предложить малышу вылавливать из ванны в определенную чашу руками мелкие предметы: крышечки, баночки, игрушки от киндер-сюрприза.
5. Предлагаем ему создать коллаж, открытку, картинку с помощью цветной бумаги, картона, мелкой крупы, макарон. Клей лучше приобрести в карандаше, так ребенку легче с ним управляться.
6. Пособия с наклейками покорили сердце малышей с 2-х летнего возраста. К 3-м годам можно выбирать более сложные элементы для приклеивания, мелкие детали.
7. Подбираем к различным бутылочкам и баночкам крышки. Малыш должен уметь их раскрыть и закрутить.
8. На прогулке можно попросить малыша найти и назвать предметы схожие по какому-либо признаку: «Найди предметы зелёного цвета».
9. Предлагайте задания для поиска одинаковых предметов из множества похожих. Например, отлично подходят для такого упражнения носки. Разложить в хаотичном порядке, а ребенок должен собрать их по парам, компонуя их по рисунку.
10. Игра на внимание «Найди отпечаток». На картинке должны быть нарисованы ботинки, туфли, сапоги, босоножки. На второй части листа – их отпечатанные следы. Ребенку нужно линией соединить обувь со следами.
11. Разложить перед крохой вырезанные из цветного картона фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник. Помочь ему составить из фигур грузовик, домик, лес.
12. Называем три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.
13. Отгадай по описанию Цели: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа. Описание: заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ. Например: • Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.) • Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.) • Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.) • Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.) • Фрукт с желтой кожурой. (Лимон.)
14. Предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, — квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.
15. Сажаем ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили тот или иной звук. Начать целесообразно с простого — с музыкальных инструментов, а затем переходить к другому: бумаге, фольге, перелистыванию страниц в книге. Можно усложнить задание, перемещаясь по комнате и издавая звук справа или слева от ребенка. Затем поменяться ролями. Отвечая, можно намеренно ошибиться и посмотреть, исправит ли ошибку ребенок. Попросить его повторить звук.
16. Предложить ребенку показать, как разговаривает корова, как разговаривает ее детеныш, чем различаются их голоса. Ребенок не только учится различать голоса по нескольким признакам, но и пытается при этом анализировать разницу между звуками.
17. Расчертить тарелку на секторы. В каждом секторе написать предлоги «на», «в», «под», «над», «с», «за», «перед», «к» и др. Ребенок бросает кубик на тарелку. Сектор, в который попал кубик, становится игровым. С предлогом игрового сектора ребенок должен придумать предложение. Пусть сначала оно будет простым.
18. Объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами: • Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.) • Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.) • Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.) • Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)
19. Предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.
20. Предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа», «мяч», «письмо», «зонтик», «подушка», «гвоздь», «осел», «мех», «алмаз», «соединить», «лопата», «меч», «неприятность», «храбрый», «герой», «стихотворение» и др.
21. Вместе с ребенком выбрать любую букву, проговорить ее несколько раз, вспомнить, какие слова на эту букву он знает. Затем предложить ребенку найти и обвести эту букву по всей книжной странице. После этого совместно с ребенком подсчитать количество найденных букв.
22. вместе с ребенком нарисовать на плотном картоне домик или паровозик с вагончиками, ракету или корабль, самолет. В окошко вставить карточки с буквами. Ребенок должен угадать, какие слова живут в этом домике. Пример: • A, Л, И, С, Е, О — лиса, лес, осел. • К, И, Н, О, Т, С, Л — кот, кит, слон, кино.
23. Прочитать ребенку стихотворение или небольшой рассказ. Затем предложить выполнить задание — подобрать рисунки к прочитанному тексту из других книжек. После этого попросить пересказать фабулу (краткий сюжет) произведения, опираясь на подобранные им рисунки.
24. назвать какой-нибудь предмет и предложить ребенку представить, как этот предмет выглядит, какой он формы, цвета, какие он может издавать звуки и т. п. Затем попросить описать все то, что он представил. Например: яйцо — овальное, белое или коричневое, с пятнышками, сырое или вареное, белое и желтое внутри. Потом можно не только проговорить признаки предмета, но и зарисовать его.
25. Возьмите две небольшие грузовые машины. Предложите ребенку перевезти строительный материал. На стройку требуется привезти 6 кубиков. Попросите малыша отсчитать требуемое количество. Вы начинаете погрузку, и вдруг выясняется, что в одну машину все кубики не уместятся. Побудите ребенка сделать вывод, что кубики можно отвезти на двух машинах, например, по три кубика в каждой, или — два и четыре, один и пять. Обратите внимание крохи на то, что общее количество строительного материала при этом остается неизменным.
26. Предложите ребенку построить большую башню, ставя кубики друг на друга. Малыш должен сам осознать, что, в первую очередь, ему нужно поставить кубики побольше, которые послужат основой его башни, обеспечат ее устойчивость.
27. Можно поставить перед малышом две мягкие игрушки, например, котика и зайчика. Спросите у ребенка, чем они похожи, что есть у каждого из них (есть ушки, носик, глазки, хвостик, лапки). Отличиями, например, может быть наличие полосок у кота и разный цвет игрушек.
28. Ребенку предоставляются либо картинки, либо конкретные объекты. Например, это могут быть три карточки, на первой будет изображение семени, на второй – дерева, на третьей — его плода. Малыш должен сам разобраться с тем, в какой последовательности их выстраивать (из семени вырастает дерево, а оно дает плоды).
29. Скажите ребенку, что хотите слышать от него слова, которые будут противоположны тому, что вы будете произносить. Например, мама говорит «день», малыш должен сказать «ночь».
30. Объясните ребенку, что может быть один объект, а может быть их несколько. Назовите примеры: «яблоко – яблоки», «кастрюля — кастрюли». Предложите карапузу вместе продолжить эту замечательную игру. Теперь ваша задача называть предметы в единственном числе, а малыша — во множественном, потом можно поменяться.
31. Завязываем ребенку глаза, убеждается в том, что он ее не видит, подводит к какому-то объекту или дает его малышу в руки. Ребенок должен на ощупь определить, что именно он сейчас трогает или держит. Нужно развивать не только тактильный анализатор, но и орган обоняния, и вкусовые рецепторы. Так, например, можно дать малышу, с все еще завязанными глазками, скушать ложечку яблочного пюре. Пусть он скажет, что он сейчас попробовал. Поднесите к носику крохи розу, пусть по запаху определит, что это за объект.
Актульность. Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.
Адвент- календарь для детей –это в первую очередь игра, которая направленная на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка. Дети сами решают какой элемент сегодня выбрать, а значит чувствуют важность своего решения. Адвент –календарь помогает детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили,а так же дает возможность самостоятельно проанализировать свой результат.
Адвент -Календарь способствует развитию внимания, наблюдательности. Формирует интерес и любознательность к окружающей среде. Может быть использован в любой возрастной группе.
Анализ результативности
Опыт проведения занятий с использованием адвент-календаря показывает, что он помогает развитию интереса у детей достижению результатов данной технологии.
1. Развивает творческое воображение ребенка, способствует развитию свойства мышления (анализ,синтез,умение сравнивать);
2. Формирует умения и навыки, связанные с восприятием, временными представлениями, а так же переработкой и обменом поступающей информации;
3. В процессе работы с Адвент - календарем воспитанники становятся более уверенными в своих силах и способностях, а так же чаще проявляют творчество.
4. Улучшилась результативность их познавательной деятельности.
Адвент-календарь для педагога своеобразный план его деятельности.
С его помощью педагог может заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а так же видеть путь достижения поставленной цели. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. При планировании календаря необходимо решить какие знания вы хотите дать детям и какой материал закрепить.
Дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. У детей формируются умения слушать друг друга, уважительно относиться к мнению других детей.
В своей практике я начала использовать такой метод совсем недавно, но могу с уверенностью сказать, что это высокоэффективное средство стимулирования детей к образовательной деятельности и изучение тем у нас проходит интересно, познавательно и насыщенно.