Получи документы

Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ритмопластика»

Екатерина Степашкина
Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ритмопластика»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Ритмопластика» относится к коррекционно-развивающей области. В рамках данного курса осуществляется коррекция моторной сферы школьников с ОВЗ, что может способствовать как их познавательному развитию (в первую очередь совершенствованию регуляции деятельности, так и эстетическому развитию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца.

Публикация «Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности „Ритмопластика“» размещена в разделах

Данная рабочая программа является частью АООП НОО и АООП ООО «Школа № 4» образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Сущность специфических для варианта образовательных потребностей в приложении к данному коррекционному курсу раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении коррекционного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Цель программы: развитие духовных и физических особенностей личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по средствам танцевального искусства.

В соответствии с обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ОВЗ особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса:

– учить детей пластической импровизации, выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроте реакции, координации движений);

– формировать навыки самостоятельного выполнения движений под музыку;

– развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, выносливость, ориентирование в пространстве);

– развивать умения эмоционально выражать чувства в танце, игре музыкально-ритмическими движениями;

– развивать творческие способности, мышление, воображение, память;

– воспитывать морально-волевые, эстетические качества и интерес к танцевальному искусству.

Задачи программы:

- учить детей пластической импровизации, выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроте реакции, координации движений);

- формировать навыки самостоятельного выполнения движений под музыку;

- развивать двигательные способности детей (ловкость, подвижность, выносливость, ориентирование в пространстве);

- развивать умения эмоционально выражать чувства в танце, игре музыкально-ритмическими движениями;

- развивать творческие способности, мышление, воображение, память;

- воспитывать морально-волевые, эстетические качества и интерес к танцевальному искусству.

Данная программа разработана с учетом дистанционной формы обучения детей.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее

значение курса.

Танец, воздействуя непосредственно на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Это воздействие бывает более сильным, чем любые указания. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию.

Хороводы, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство хореографии помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные пляски. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии танцев, обогащают переживания детей, их духовный мир. Коллективные танцы также способствуют решению воспитательных задач, так как дети охвачены общими переживаниями. Танец требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Пример товарищей, общее воодушевление, радость исполнения активизируют робких, нерешительных. Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного, успешное выступление других детей, служит тормозом отрицательных проявлений.

Занятия ритмопластикой влияют на общую культуру школьников. Чередование различных заданий требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя танец, необходимо вовремя начать и закончить его; действовать, постоянно подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивных желаний выделиться, перегнать кого-либо.

Таким образом, хореографическая деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Преподавание ритмопластики в школе для обучающихся с ОВЗ обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития у детей средствами музыки, ритмики и игровой деятельности.

Ритмопластика является логическим продолжение занятий ритмики в средней школе. В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется в развитии представления обучающихся о пространстве и умение ориентироваться в нем. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку различные движения. Это дает возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная, развивает способность переживать содержание музыкального образа.

Ритмопластика оказывает не только коррекционное действие на физическое развитие, но и создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие

Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных, коллективных действий, учатся дисциплинированности, вежливому обращению друг с другом.

Место курса в общей системе коррекционно-

развивающей работы.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, уровня их знаний и умений и имеет художественно-эстетическую направленность.

Материал в программе расположен по степени нарастающей сложности, что способствует расширению круга знаний и умений учащихся.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету.

В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 1-9 классов и предусматривает 1год обучения. Время, отведенное на обучение трех возрастных групп составляет 306 часов, из которых, основная часть - это практическая деятельность. Частота проведения занятий — 3 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут- у младших школьников и по 40 минут у старших. Количество детей в группе не более 10 человек. Темы разделов занятий по хореографии распределены в течение всего учебного года по четвертям тематического распределения часов.

Тематический план распределения часов 1-4 классы

Разделы Количество занятий в неделю 1

четверть 2

четверть 3

четверть 4

четверть

Младшая школа 3 24 часа 24 часа 30 часов 24 часа

Всего за учебный год: 102 часа

Таблица тематического распределения часов на учебный год 5-7 классы

Разделы Количество занятий в неделю 1

четверть 2

четверть 3

четверть 4

четверть

Средняя школа 3 24 24 30 24

Итого: 102 часа

Тематический план распределения часов на учебный год 8-9 классы

Разделы Кол-во занятий в неделю 1

четверть 2

четверть 3

четверть 4

четверть

Старшая школа 3 72 часа 72 часа 90 часов 72 часа

Всего за учебный год: 102 часа

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.

Вводное занятие.

Знакомство с воспитанниками. Правила поведения на занятии. Комплектование групп. Режим работы. Одежда для занятий.

Азбука музыкального движения.

Теория: мелодия и движение, темп музыки, музыкальные размеры, контрастная музыка (быстрая - медленная, веселая - грустная).

Практика: движения в различных темпах; определение характера музыки словами; передача изменения характера музыки в движениях.

3. Элементы ритмопластики:

- различные шаги (с носка, на полупальцах, на пятках);

- бег (с высоким подниманием бедра, с захлестом);

- упражнения для укрепления различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, спины, живота, рук и ног);

- упражнения на координацию движений;

- полушпагат, шпагат;

- упражнения на гибкость («лодочка», «колечко», «кошечка»);

- упражнения на растяжку мышц («бабочка», «лягушка» и др.).

4. Элементы классического танца.

Теория выработка осанки, выворотности, эластичности голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции рук и ног. Практика: постановка корпуса, позиции ног и рук,

5. Элементы народного танца.

Теория: особенности народных движений; характерные положения рук и ног.

Практика: шаг с притопом, «гармошка», «ковырялочка», переменный шаг, подскоки.

6. Элементы эстрадного танца.

Движения на координацию; прыжки; перестроение из одного рисунка в другой; движения по кругу, танцевальные движения в образах.

7. Постановочная деятельность. Постановка танцевальных композиций.

8. Воспитательная деятельность.

Подготовка и проведение познавательных и развлекательных мероприятий на уровне учреждения; участие в концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях районного, городского и краевого уровня.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В конце обучения обучающиеся должны знать:

танцевальную терминологию, применяющуюся при изучении материала (опорная нога, работающая нога, шаг ногой и шаг на ногу, и т. п.);

основные понятия: позиции и положения рук, ног; линия танца и др.

правила техники безопасности;

правила взаимодействия в коллективе.

Уметь: выполнять начальные упражнения по позициям в темпе и ритме музыки; ориентироваться в пространстве; выполнять элементы танцев с перестроением.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.

Освоение данного курса дополнительного образования помогает освоить три вида результатов: личностных, мета предметных и предметных.

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с ОВЗ в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

9) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

Мета предметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и меж предметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ мета предметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

8) овладение некоторыми базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты коррекционный курс «Ритмопластика»: развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т. д., упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности.

В общей системе коррекционно-развивающей работы курс «Ритмопластика» в средней школе позволяет проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам: совершенствование двигательных умений и навыков, развитие эмоционально-волевой и познавательной сфер.

В области формирования двигательных умений и навыков:

– умение различать музыку по темпу, плавности и силе звучания для выполнения разнообразных ритмико-гимнастических и танцевальных упражнений;

– умение соблюдать темп движений и выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе;

– совершенствование координационных движений (быстрота и точность реагирования на словесные и звуковые сигналы, согласованность действий рук, ног, туловища и др.);

– умение выполнять простейшие построения и перестроения;

– овладение простейшими элементами танца;

– умение выразительно передавать различные игровые образы, придумывать варианты образных движений в играх;

– появление возможности выполнять танцевальные движения под музыку;

– владение техникой элементарной мышечной релаксации.

В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

– проявление волевых и нравственных качеств при подготовке и участии в публичных выступлениях (концерты и праздники);

– умение выполнять задания взрослого и не подводить своих одноклассников, действовать в группе слаженно и сообща;

– умение управлять своими эмоциями в процессе взаимодействия со сверстниками;

– умение быть дисциплинированными, проявлять инициативность, ответственность.

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических функций:

– расширение сферы жизненной компетенции за счет совершенствования ориентировки в пространстве, расширение знаний о танцах и танцевальных шагах, умении регулировать свое поведение на занятиях, концертах и праздниках;

– умение действовать по показу и по речевой инструкции при выполнении упражнений;

– умение контролировать технику выполнения движений, исправлять ошибки после указания на них;

– умение анализировать и творчески применять полученные знания во внеурочное время под руководством взрослого и самостоятельно;

– умение адекватно оценивать собственные физические и творческие возможности;

– овладение индивидуальными комплексами упражнений лечебной и корригирующей гимнастики;

– умение оценивать и распределять физическую и эмоциональную нагрузку в соответствии со своими возможностями.

Материально-техническое обеспечение.

- технические средства обучения (магнитофон, проигрыватели для кассет и компакт дисков, видеоаппаратура, проектор);

- музыкально-дидактические пособия (аудио- и видеозаписи, компакт диски, флэш накопители, музыкально-дидактические игры, и методическая литература).

- спортивный инвентарь (коврики, ленты, мячи и др.)

В классе ограничивается количество предметов, отвлекающих внимание (картины, стенды и т. п.). Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, с зеркалами.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Савчук О. «Школа танцев для детей от 3 до 14 лет» Ленинградское издание 2010 г.

2. Прокопов К. Прокопова В. «Самоучитель клубные танцы» ОН Москва АСТ Астрель 2006г.

3. Полятков С. С. «Основы современного танца» Ростов на Дону «Феникс»2006г.

4. Конлунова И., НовоскольцеваИ. ,Алексеева И. «Топ-топ, каблучок!» Санкт-Петербург 2005г.

5. Рогова И. «Учимся танцевать» ООО «Видеогурман» 2004г.

6. Сюжетно-ролевые и подвижные игры. Сыктывкар, 1995 г.

7. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989

8. Калинина О. Н. «Если хочешь воспитать успешную личность - научи ее танцевать», практическое пособие по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста. Часть I и II, Харьков, 2013 г.

9. Калинина О. Н «Прекрасный мир танца» - авторская программа по хореографии, Харьков,2012 г.

10. «Танцы разных народов» Богаткова Л. Н. 1958г.

11. «В лагере и в школе» Богаткова Л. Н. 1958г.

12. Интернет ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlja-prepodavatelei-horeografi-i-ritmiki-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenii.html

https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217333863/Pribylov_G._Metodicheskoe_posobie_po_klassicheskomu_tanczu.pdf

https://www.horeograf.com/knigi

Публикации по теме:

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Автор публикации:
Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ритмопластика»
Опубликовано: 3 марта 2021 в 15:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Ритмопластика»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Степашкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД