МААМ-картинки

Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса

Козлова Татьяна
Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса разработана для детей с легкой умственной отсталостью на основе следующих нормативных актов:

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Публикация «Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса» размещена в разделах

• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.

• Положение о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Хонхолойская СОШ» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденного приказом.

• Учебный план МБОУ «Хонхолойская СОШ» на 2020-2021 учебный год.

• Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М. : Просвещение, 2011г).

• Учебника С. Ю. Ильина, А. К. Аксенова «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (М., «Просвещение», 2018г).

Цель программы обучения :

социализация личности умственно отсталого ребенка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.

Задачи программы обучения :

• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

• формирование у них техники чтения : правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от чтения по слогам к чтению целым словом;

• формирование у детей навыков сознательного чтения : читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя. Осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

• развитие у них умения общаться на уроке чтения : отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.

• Специальная задача коррекции речи, мышления и правописания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Настоящая адаптированная рабочая программа составлена в количестве 136 часов, рассчитана на 1 год обучения.

Данный предмет предусматривает привлечение знаний полученных учащимися на других уроках. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т. к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.

Планируемые результаты на конец учебного года:

Минимальный уровень:

• осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;

пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

• выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 1-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (-М. : Просвещение, 2011 г).

Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.

Цель:

научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

Задачи:

• научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

• повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;

• формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

• словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);

• наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

• практический метод (упражнения, практическая работа);

• репродуктивный метод (работа по алгоритму);

коллективный, индивидуальный;

• творческий метод;

Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно- коммуникационные; личностно-ориентированные.

Формы работы : фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Межпредметные связи:

• математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы в учебнике.

• письмо и развитие речи - ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.

• ознакомление с окружающим миром - самостоятельное описание картин природы, явлений природы.

• изобразительное искусство - зарисовки сюжетов природы, животных.

Формы контроля уровня достижений обучающихся

Коррекция

Ликвидация пробелов

Наблюдение, консультация

Промежуточный

Контроль выполнения поставленных задач

Составление устных предложений, рассказов. Техника чтения.

Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа на 2018/2019 учебный год, предусматривает изучение предмета чтение в количестве 136 часов в год (34 учебные недели). Контрольная проверка техники чтения 2 раза в год, в I-II полугодии.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика» 4 часа в неделю, 136 часов в год.

Чтение в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.

Чтение является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении, чтения во многом определяют результаты обучения по другим предметам.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентации обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные результаты: - принимать образ «хорошего ученика»; - уметь самостоятельно отвечать за свои поступки; - выполнять правила личной гигиены; - уметь самостоятельно адаптироваться в окружающем мире.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Предметные результаты:

• осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

• трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

• отвечать на вопросы по прочитанному;

• высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

• пересказывать содержание прочитанного;

• устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Базовые учебные действия

1 Личностные:

• осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

• самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

• понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в обществе;

• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

2. Коммуникативные:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс). Обращаться за помощью и принимать помощь;

• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

• договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

3 Регулятивные:

• входить и выходить из учебного помещения со звонком

• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;

• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

4 Познавательные:

• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

• устанавливать видородовые отношения предметов;

• называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;

• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

• пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;

• читать;

• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях.

Особенностью организации учебного процесса по данному предмету является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.

Успех в обучении чтению обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими знаний, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.

Критерии оценивания достижений обучающихся

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.

В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года) :

III класс – 25 – 30 слов;

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого: выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ в соответствии с главными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает полными словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Содержание учебного предмета.

1. Техника чтения.

• Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

• Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Чтение про себя простых по содержанию текстов.

2. Понимание читаемого.

• Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

3. Развитие устной речи.

• Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

• Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

4. Внеклассное чтение.

• Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?

5. Примерная тематика.

• Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

Распределения количества часов

Тема раздела

Кол-во часов

Содержание тем учебного предмета.

1 Здравствуй, школа! 7 ч

«Сентябрь», «Весёлая улица», «Первое сентября», «Завтра в школу», «Пятерки», «Котенок хочет в школу», «Кто лучшим будет», «Обида», «Наша учительница», школьные загадки.

2 Осень наступила… 11 ч

«Осень», «Последний лист», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», «Сентябрь на дворе», «Воробей», «Лето на веревочке», «Улетают, улетели…», «Ворона и синица», «За кормом для птиц», «В октябре», «Страшный невидимка», «Осень наступила», «Сказка об осеннем ветре», «Доскажи словечко» (Осенние загадки, Проверь себя.

3 Учимся трудиться 14 ч

«Все для всех», «Работа», «Мои помощники», «Бабушка и внучка», «Повара», «Сюрприз», «Маргаритка», «Пуговица», «Портниха», «Как я помогал маме мыть пол», «Как Алешке учиться надоело», «Чем пахнут ремесла», Проверь себя!

4 Ребятам о зверятах. 13 ч

«Лисята», «Лисица и ёж», «Ёж», «Заяц», «Материнская забота», «Белек», «Пин и Гвин», «Галка», «Куринный воспитанник», «Добрый волк», «Живая шляпа», «Котята», «Кошкин щенок», «Сердитый дог Буль», Проверь себя!

5 Чудесный мир сказок 10ч

«Лиса и журавль», «Храбрый баран», «Лиса и тетерев», «Овечка и волк», «Медведь и пчелы», «Тигр и лиса», «Лиса и куропатка», «Куцый хвост», «Глупый котенок», Проверь себя!

6 Зимушка – зима 24 ч

«Ой ты, зимушка-зима!», «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз», «Декабрь», «Как ёлку наряжали», «В новогоднюю ночь», «Как Дед Мороз сделал себе помощников», «Такой вот герой».

7 Так нельзя, а так можно 13 ч

«Снегирь и синичка», «Дельный совет», «Косточка», «Праздничный стол», «За игрой», «Бревно», Лесные доктора».

8 Весна в окно стучится 19 ч

«Зима недаром злится», «Весенняя песня», «Сосулька», «Тихо-тихо», «Лицом к весне», «Ледоход», «Сон медвежонка».

9 Веселые истории 7 ч

«Перепутаница», «»Эхо», «Волшебный барабан», «Шишки», «Портрет», «»Булочная песенка».

10 Родина любимая 9 ч

«Скворец на чужбине», «Наше Отечество», «Флаг России», «Песня», «День Победы», «Страшный клад», «Тульские пряники».

11 Здравствуй, лето! 9 ч

«Что такое лето?», «Что сказала бы мама?», «Земляника», «Куда исчез гриб?», «Ёж спаситель», «Жарко», «Верное время», Доскажи словечко (летние загадки) Проверь себя!

Итого

136ч

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса
Опубликовано: 15 марта 2021 в 05:36
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса» (включая файлы) размещена пользователем Козлова Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД