Козлова Татьяна
Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса разработана для детей с легкой умственной отсталостью на основе следующих нормативных актов:
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Публикация «Адаптированная рабочая программа по чтению для 3 класса» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам». Утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26.
• Положение о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Хонхолойская СОШ» в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденного приказом.
• Учебный план МБОУ «Хонхолойская СОШ» на 2020-2021 учебный год.
• Основой для разработки послужили Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 0-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (М. : Просвещение, 2011г).
• Учебника С. Ю. Ильина, А. К. Аксенова «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (М., «Просвещение», 2018г).
Цель программы обучения :
социализация личности умственно отсталого ребенка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей, формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи программы обучения :
• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формирование у них техники чтения : правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от чтения по слогам к чтению целым словом;
• формирование у детей навыков сознательного чтения : читать доступный пониманию текст вслух, шепотом, а затем и про себя. Осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
• развитие у них умения общаться на уроке чтения : отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
• Специальная задача коррекции речи, мышления и правописания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
• Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Настоящая адаптированная рабочая программа составлена в количестве 136 часов, рассчитана на 1 год обучения.
Данный предмет предусматривает привлечение знаний полученных учащимися на других уроках. Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание прочитанного.
Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи, чтение вслух формируется постепенно.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т. к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся, развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Планируемые результаты на конец учебного года:
Минимальный уровень:
• осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
• выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
• чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Общая характеристика учебного предмета
Программа составлена в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта, адаптированной общеобразовательной программы для начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) I вариант. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для 1-4 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (-М. : Просвещение, 2011 г).
Чтение является важным учебным предметом русского языка в программе специальной школы. Его направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения – всё это ещё раз подчёркивает значимость обучения чтению учащихся с нарушениями интеллекта.
Цель:
научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
• научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
• повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
• формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
• словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
• наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
• практический метод (упражнения, практическая работа);
• репродуктивный метод (работа по алгоритму);
коллективный, индивидуальный;
• творческий метод;
Основные технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно- коммуникационные; личностно-ориентированные.
Формы работы : фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Межпредметные связи:
• математика - название чисел в пределах 100, поиск нужной страницы в учебнике.
• письмо и развитие речи - ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам.
• ознакомление с окружающим миром - самостоятельное описание картин природы, явлений природы.
• изобразительное искусство - зарисовки сюжетов природы, животных.
Формы контроля уровня достижений обучающихся
Коррекция
Ликвидация пробелов
Наблюдение, консультация
Промежуточный
Контроль выполнения поставленных задач
Составление устных предложений, рассказов. Техника чтения.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа на 2018/2019 учебный год, предусматривает изучение предмета чтение в количестве 136 часов в год (34 учебные недели). Контрольная проверка техники чтения 2 раза в год, в I-II полугодии.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика» 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Чтение в специальной (коррекционной) школе изучается на протяжении всех лет обучения.
Чтение является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении, чтения во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Развитие ценностно–смысловой ориентации обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Личностные результаты: - принимать образ «хорошего ученика»; - уметь самостоятельно отвечать за свои поступки; - выполнять правила личной гигиены; - уметь самостоятельно адаптироваться в окружающем мире.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Предметные результаты:
• осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
• трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
• отвечать на вопросы по прочитанному;
• высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
• пересказывать содержание прочитанного;
• устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Базовые учебные действия
1 Личностные:
• осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
• самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
• понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в обществе;
• готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
2. Коммуникативные:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс). Обращаться за помощью и принимать помощь;
• использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
• договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
3 Регулятивные:
• входить и выходить из учебного помещения со звонком
• ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
• адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
• работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
• принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
• активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
• соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
• передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
4 Познавательные:
• выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
• устанавливать видородовые отношения предметов;
• называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
• делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
• пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
• читать;
• наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях.
Особенностью организации учебного процесса по данному предмету является: непрерывная повторяемость полученных знаний, возвращение к ним на последующих уроках, использование этих знаний в иных связях и отношениях, включение в них новых знаний, а следовательно, их углубление и совершенствование.
Успех в обучении чтению обучающихся класса зависит, с одной стороны от учета трудностей и особенностей овладения ими знаний, а с другой – от учета их потенциальных возможностей. Состав класса разнороден, поэтому трудности и потенциальные возможности каждого обучающегося своеобразны. В данном курсе имеет место дифференциация учебных требований к разным категориям обучающихся по их обучаемости.
Критерии оценивания достижений обучающихся
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся, формируемых на уроках чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года) :
III класс – 25 – 30 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого: выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ в соответствии с главными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает полными словами) правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками короткие тексты; соблюдает синтаксические паузы; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает 1-2 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам трудных слов; допускает 3-4 ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Содержание учебного предмета.
1. Техника чтения.
• Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
• Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
• Чтение про себя простых по содержанию текстов.
2. Понимание читаемого.
• Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.
3. Развитие устной речи.
• Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
• Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
4. Внеклассное чтение.
• Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается?
5. Примерная тематика.
• Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников; о хороших и плохих поступках детей; о дружбе и товарищеской взаимопомощи; о семье; о труде взрослых; об участии в домашнем труде детей; о знаменательных событиях; об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Распределения количества часов
Тема раздела
Кол-во часов
Содержание тем учебного предмета.
1 Здравствуй, школа! 7 ч
«Сентябрь», «Весёлая улица», «Первое сентября», «Завтра в школу», «Пятерки», «Котенок хочет в школу», «Кто лучшим будет», «Обида», «Наша учительница», школьные загадки.
2 Осень наступила… 11 ч
«Осень», «Последний лист», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», «Сентябрь на дворе», «Воробей», «Лето на веревочке», «Улетают, улетели…», «Ворона и синица», «За кормом для птиц», «В октябре», «Страшный невидимка», «Осень наступила», «Сказка об осеннем ветре», «Доскажи словечко» (Осенние загадки, Проверь себя.
3 Учимся трудиться 14 ч
«Все для всех», «Работа», «Мои помощники», «Бабушка и внучка», «Повара», «Сюрприз», «Маргаритка», «Пуговица», «Портниха», «Как я помогал маме мыть пол», «Как Алешке учиться надоело», «Чем пахнут ремесла», Проверь себя!
4 Ребятам о зверятах. 13 ч
«Лисята», «Лисица и ёж», «Ёж», «Заяц», «Материнская забота», «Белек», «Пин и Гвин», «Галка», «Куринный воспитанник», «Добрый волк», «Живая шляпа», «Котята», «Кошкин щенок», «Сердитый дог Буль», Проверь себя!
5 Чудесный мир сказок 10ч
«Лиса и журавль», «Храбрый баран», «Лиса и тетерев», «Овечка и волк», «Медведь и пчелы», «Тигр и лиса», «Лиса и куропатка», «Куцый хвост», «Глупый котенок», Проверь себя!
6 Зимушка – зима 24 ч
«Ой ты, зимушка-зима!», «Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз», «Декабрь», «Как ёлку наряжали», «В новогоднюю ночь», «Как Дед Мороз сделал себе помощников», «Такой вот герой».
7 Так нельзя, а так можно 13 ч
«Снегирь и синичка», «Дельный совет», «Косточка», «Праздничный стол», «За игрой», «Бревно», Лесные доктора».
8 Весна в окно стучится 19 ч
«Зима недаром злится», «Весенняя песня», «Сосулька», «Тихо-тихо», «Лицом к весне», «Ледоход», «Сон медвежонка».
9 Веселые истории 7 ч
«Перепутаница», «»Эхо», «Волшебный барабан», «Шишки», «Портрет», «»Булочная песенка».
10 Родина любимая 9 ч
«Скворец на чужбине», «Наше Отечество», «Флаг России», «Песня», «День Победы», «Страшный клад», «Тульские пряники».
11 Здравствуй, лето! 9 ч
«Что такое лето?», «Что сказала бы мама?», «Земляника», «Куда исчез гриб?», «Ёж спаситель», «Жарко», «Верное время», Доскажи словечко (летние загадки) Проверь себя!
Итого
136ч