Низамова Гульсясяк
Адаптированная программа ДОО для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная программа ДОО для детей с ТНР
1 слайд
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа). Это образовательная программа, адаптированная для работы с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи в логопедической группе при коррекционном дошкольном учреждении, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (273-фз ГЛ. 1 ст. 28, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая, утверждаемая и реализуемая: в соответствии с Федеральным государственным образования. С учетом Адаптированной основной образовательной программы ДОУ с учетом примерной общеобразовательной программы дощкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА СИННТЕЗ, 2014 с учетом программы для специальных дошкольных учреждений «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» (Н. В. Н, СПб: ООО «Издательство «Детсво-Пресс», 2012г.).
Публикация «Адаптированная программа ДОО для детей с ТНР» размещена в разделах
2 слайд
Коррекционная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (далее-ТНР) является одним из приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей обусловлена следующими факторами: с одной стороны, растет число детей раннего и дошкольного развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые часто приводят к тяжелым системныи речевым нарушениями в дошкольном и школьном возрасте. Это обусловливает актуальность Программы и необходимость ее внедрения в практику образования.
3 слайд
Цели и задачи реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Цель программы – создание системы комплексной помощи детям с тяжелым нарушением речи, общим недоразвитием речи, обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду свестников.
4 слайд
Задачи:
• Коррекционная помощь в овладении ими Программы; Развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей.
• Создание благоприятных условий для реализации особых образовательных потребностей детей с ТНР, ОНР.
• Специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции детей с ТНР, ОНР.
• Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ТНР, ОНР
5 слайд
Принципы и подходы к формированию программы
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
• Обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субьектом образования (далее- индивидуализация дошкольного образования);
• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей
• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• Учет этнокультурной ситуации развития детей.
6 слайд
Специфические принципы обучения и воспитания детей с ТНР, ОНР :
• Принцип единства воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;
• Принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому;
• Принцип активности, инициативности и субьектности в развитии ребенка;
• Принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве; комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
• Принцип научной обоснованности и практической применимости;
• Принцип использования речевых средств в естественных и в специально созданных условиях;
7 слайд
В соответствии с требованиями ФГОС ДО программа состоит из двух частей:
• Обязательная часть
• Вариативная часть.
8 слайд
Направления психолого-педагогической работы:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
9 слайд
Образовательная область «физическое развитие» :
Воспитание здорового жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного гармонически и творчески развитого ребенка.
10 слайд
Образовательная область «Социально-коммуникативное развите».
Позитивная социализация детей дошкольного возраста; приобщение детей к сициокльрным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование основ безопасности.
11 слайд
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
12 слайд
Ознакомление с окружающим сициальным миром с природой и природными явлениями; формирование целостной картины мира; формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательсткой деятельности.
13 слайд
Направления вариативной части программы :
• Региональный компонент;
• Освоение новых образовательных технологий.
14 слайд
Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
15 слайд
Построение образовательного процесса происходит на адекватных возрасту формах работы с детьми- игра, экскурсия, труд, организованная образовательная деятельность (занятия, экспериментирование, проектная деятельность и организации различных видов детской деятельности.
16 слайд
Целевые ориентиры образования для детей с ТНР,ОНР
• Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
• Эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и лействиях;
• Появляются игры, в к которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
• Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку;
• Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искуссива;
• У ребенка развита крупная моторика; он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);
• Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет-инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе участников по совместной деятельности.
17 слайд
Направления взаимодействия с семьями воспитанников:
• Взаимопознание и взаимоинформирование
• Непрерывное образование воспитывающих взрослых
• Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
18 слайд
Взаимодействие с семьями воспитанников
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей: дети, воспитателей и родителей – главные участники педагогического процесса.
19 слайд
Основные задачи взаимодействия ДОУ с семьей:
• Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в ДОУ и семье, а также с трудностями возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• Информирование друг друга об актуальных задач воспитания и обучения детей и о возможностях ДОУ и семьи в решении данных задач;
• Создание в ДОУ условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развития конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• Поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
20 слайд
Виды взаимоотношений ДОУ с семьями воспитанников:
• Сотрудничество
• Взаимодействие
21 слайд
Речь ребенка оценивается по четырем уровням развития речи:
1. На 1 уровне речевого развития у ребенка наблюдается полное отсуствие или резкое ограничение словесных средств общения.
2. На 2 уровне речевого развития в речи ребенка присуствует короткая аграмматичная фраза, словарь состоит из слов простой слоговой структуры (чаще существительные, глаголы, качественные прилагательные, но, наряду с этим, произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы.
3. На 3 уровне речевого развития в речи ребенка появляется развернутая фразовая речь с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития;
На 4 уровне речевого развития при наличии развернутой фразовой речи наблюдаются остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы.
22 слайд
Разделы адаптированной образовательной программы :
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел
24 слайд
Целевой раздел Програмы определяет :
цели и задачи
принципы и подходы к формированию программы
планируемые результаты ее освоения в виде целеых ориентиров
25 слайд
Содержательный раздел
Программы включает описание коррекционно-образовательной деятельной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативной,
познавательной,
речевой,
художественно-эстетической,
физической, что обеспечивает адаптацию и интеграцию детей с ТНР в обществе.
26 слайд
Содержательный раздел
27 слайд
Организационный раздел
Программы описывает систему условий раелизации коррекционно-образовательной деятельности, а именно описание:
психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и условий;
в особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды;
особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
28 слайд
Содержание организационного раздела.
29 слайд
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи :
Структурно-системный принцип
Принцип комплексности
Принцип дифференциации
Принцип концентризма
Принцип последовательности
Принцип коммуникативности
Принцип доступности
Принцип индивидуализации
Принцип интенсивности
Принцип сознательности
Принцип активности
Принципы наглядности, научности, прочности усвоия знаний, воспитывающего обучения.
30 слайд
Программой предусмотрена система мониторинга динамика развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
Педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
Карты развития ребенка дошкольного возраста с ТНР
Различные шкалы индивидуального развития ребенка с ТНР.
31 слайд
Условия для организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ТНР
Своевременное обследование детей
Рациональное составление расписания фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм коррекционно-развивающей деятельности
Планирование индивидуальной работы с каждым ребенком
Наличие программного обеспечения и в соответствии с развивающей деятельности
Оснащение процесса небходимым оборудованием и наглядными пособиями
Совместная работа логопеда с воспитателями группы, узкими специалистами и родителями.