Марианна Эверстова
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная образовательная программа МБДОУ Детский сад №51 «Кэскил» обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с ОВЗ в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по основным пяти направлениям (образовательным областям) – физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на создание условий для:
- коррекции нарушений и отклонений в развитии у детей;
Публикация «Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- формирования у них представлений об окружающем мире и самих себя в нем;
- воспитания трудолюбия, любви к окружающей природе;
- успешной адаптации к жизни в обществе;
- формирования и развития социальной, коммуникативной и интеллектуальной компетентности воспитанников;
- формирования готовности к обучению в школе.
Цель программы : позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей.
Формы реализации принципа интеграции:
1. Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы.
2. Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
3. Интеграция видов детской деятельности.
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где игра является основной формой работы и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Чем полнее разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются возможности.
Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы формирования программы педагога-психолога можно опреде-лить следующим образом :
1. Интеграция, обеспечивающая полноту и целостность отражения разнородных элементов действительности в сознании ребенка, что позволяет ему создавать новое знание, а не просто продуцировать готовые знания, полученные от взрослого. В Программе прин-цип интеграции реализуется через взаимопроникновение разных видов деятельности на ос-нове качественно нового проектирования педагогической деятельности, обеспечивающей взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач в многообразных видах дет-ской деятельности. Интегрирование разного содержания, разных видов деятельности детей и форм организации образовательного процесса соответствует характеру восприятия, пони-мания, воспроизведения и преобразования действительности, свойственному дошкольни-кам.
2. Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора обра-зовательного маршрута, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса, что создает психолого-педагогические основания для личностно-ориентированного взаимо-действия взрослого и ребенка в образовательном процессе.
3. Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, ко-торый призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
4. Системность и доступность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и кор-рекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также многоуровне-вый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их дей-ствий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образова-тельного процесса.
5. Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным пред-ставителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхо-да к ее решению.
6. Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ОВЗ, как на занятиях, так и вне занятий, безусловное принятие каждого ребенка.
8. Гуманность – вера в возможности каждого ребенка, субъективный позитивный подход.
9. Реалистичность – учет реальных возможностей детей в различных ситуациях, их возрастных, личностных и психофизических особенностей развития.
10. Адекватность – право ребенка выбирать из предложенного максимального объ-ема информации столько, сколько он может усвоить.
11. Адаптивность – подходы и требования к детям не должны быть застывшими, не должны исходить из какого-то абстрактного представления об идеале, а должна ориентиро-ваться на конкретных детей с их реальными возможностями и потребностями.
12. Последовательность.
13. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблю-дение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) де-тей с ОВЗ выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (закон-ными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возмож-ностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
14. Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа должна быть направ-лена на:
1) преодоление нарушений развития различных категорий детей с ТНР, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) разностороннее развитие детей с ОВЗ с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.