Людмила Беззубова
Проект рабочей программы по музыке для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №42»
Рабочая программа
Образовательная область «Музыка» в контексте ФГОС
для детей дошкольного возраста (1-7 лет)
на 2017 - 2018 учебный год
Составитель:
Публикация «Проект рабочей программы по музыке для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Первой квалификационной категории
Л. И. Беззубова
город Арзамас 2017 год
Содержание
Пояснительная записка
1. Раздел. Содержание психолого-педагогической образовательной работы по освоению детьми образовательной области «Музыка»
Реализация образовательной области «Музыка»
Формы работы по реализации основных задач по видам музыкальной деятельности
2. Раздел. 1 младшая группа (Ранний возраст)
2.1. Характеристика возрастных возможностей детей 3 лет.
2.2. Музыкальное развитие.
2.3. Репертуар (1,5 – 3л.)
2.4. Календарно – тематическое планирование (приложение 1)
2.5. Показатели развития
2.6. Рекомендации родителям к использованию программы в условиях семьи.
3. Раздел. 2 младшая группа 3.1. Характеристика возрастных возможностей детей 3 – 4 лет (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).
3.2. Музыкальное развитие детей 3-4 лет (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)
3.3. Репертуар 3-4 лет (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах).
3.4. Календарно-тематическое планирование младшая группа (приложение 2)
3.5. Показатели развития (слушанание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах….
3.6 Ориентиры развития….
4. Раздел. Средняя группа 4.1. Характеристика возрастных возможностей детей 4-5 лет.
4.2. Возрастные особенности развития ребенка 4-5 лет музыкальной деятельности.
4.3. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 4-5 лет.
4.4. Календарно-тематическое планирование средняя группа (приложение 3)
4.5. Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу учебного года дети могут
5. Раздел. Старшая группа 40 5.1. Характеристика возрастных возможностей 5-6 лет. 40
5.2. Возрастные особенности развития ребенка 5-6 лет музыкальной деятельности. 41
5.3. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-6 лет 42
5.4. Календарно-тематическое планирование старшая группа (приложение 4) 46
5.5. Требования к уровню подготовки воспитанников К концу учебного года дети могут 46
6. Раздел. Подготовительная группа 47 6.1. Характеристика возрастных возможностей детей 6-7 лет. 47
6.2. Возрастные особенности развития ребенка 6-7 лет музыкальной деятельности 48
6.3. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 6-7 лет 50
6.4. Календарно-перспективное планирование подготовительная группа (приложение 5) 53
6.5. Требования к уровню подготовки воспитанников 53 К концу учебного года дети могут
7. Раздел. Контроль реализации программы. 54
Диагностика музыкального развития детей 54
Перспективный план работы с педагогическим коллективом по музыкальному воспитанию детей 3
Перспективный лан работы с родителями дошкольников по музыкальному воспитанию детей 3
Литература 57
Приложения 3
Приложение № 6 3
Приложение № 7 3
Примерные конспекты занятий 3
Дидактический материал 3
Дыхательная гимнастика. 3
Консультации для педагогов 3
Консультации для родителей 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Музыка - самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребёнка.
Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Занятия музыкой расширяют кругозор детей, активизируют познавательные процессы, развивают образное мышление, творческое воображение. Но без музыки невозможно и полноценное умственное развитие ребёнка. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Разносторонне развитой, цельной можно назвать такую личность, у которой одинаково развитыэмоциональные и интеллектуальные реакции. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» – отмечал Д. Б. Кабалевский. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир человека.
То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует и технологизация жизни, в которой участвует ребёнок.
А так хотелось бы, чтобы дети жили в мире красоты, музыки, сказки, фантазии. Создать такие условия в детском саду, которые смогут обеспечить гармоничное развитие, обеспечить эмоциональный комфорт, формирование начал личности и развитие музыкальности каждого ребёнка – вот основное направление работы по данной программе.
Рабочая программа по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников представляет внутренний нормативный документ и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №42 (далее МБДОУ №42).
Программа разработана в соответствии :
1. Законом РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании» (далее закон РФ - «Об образовании»);
2. Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 гг. ;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом (приказ от 17 октября 2013 № 1155) дошкольного образования;
4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 4 апреля 2014 года)
5. Основной образовательной программой МБДОУ №42
Рабочая программа по музыкальному образованию дошкольников является модифицированной и составлена на основе:
Основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО, а так же
Программы музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «КАМЕРТОН» (Костина Э. П)
ЦЕЛЬ:
Разностороннее и полноценное музыкальное образование (развитие, воспитание и обучение) детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями.
Задачи:
- развитие общей музыкальности и эмоциональной отзывчивости на музыку;
- развитие музыкальной памяти и мышления;
- развитие музыкально-сенсорных способностей;
- развитие певческой деятельности;
- развитие движений под музыку;
- приобщение к элементарному музицированию;
- вовлечение в игровые действия под музыку;
- приобщение к различным видам музыкального творчества – песенного, танцевального, инструментального.
Отличительные особенности программы
1. В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования :
- принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;
- принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения детей музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей (музыкальных, художественных, интеллектуальных, физических);
- принцип культуросообразности, заключающийся в освоении красоты различных направлений музыкального искусства – народного, классического и современного;
- принцип последовательности;
- принцип тематизма;
- принцип системности;
- принцип развивающего обучения;
- принцип гуманизации.
2. Программа представлена в виде семи ступеней музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. На одной ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности : слушание музыки, детская исполнительская деятельность (пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах)
3. Ядром программы являются задачи овладения ребёнком всеми видами детской музыкальной деятельности, поскольку доказано, что только в процессе овладения деятельностью у ребёнка развиваются его способности, нравственно-эмоциональная сфера, познавательные процессы и личностные новообразования, т. е. осуществляется полноценное развитие личности ребёнка.
4. Главное – ребёнок должен сам желать овладеть музыкальной деятельностью, а педагогу необходимо помочь ему в этом. Поэтому сущностью задач является пробуждение творческой активности детей, стимулирование желания самостоятельно включаться в музыкально-творческую деятельность.
5. Особенностью программы является интеграция задач обучения, воспитания и развития детей одной ступени по всем видам музыкальной деятельности.
6. Доминирующее место в программе отведено восприятию музыки. Задачи восприятия представлены через призму развития основной музыкальной способности – музыкальной отзывчивости на музыку. Впервые задачи развития музыкального восприятия заняли своё место в структуре детских видов исполнительской деятельности.
7. Задачи седьмой ступени предусматривают усложнение любой задачи четвёртой ступени.
8. Репертуар программы подобран из музыкальных произведений народной, авторской классической и современной музыки. Большое количество произведений рассчитано на реализацию права выбора для педагога.
ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе. В ней учтены и представлены все ее необходимые составляющие:
— она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью;
— заложена возможность развивающей коррекционной работы
с детьми; по каждому виду детской музыкальной деятельности,
на каждой ступени овладения программой приведены показатели
развития ребенка, позволяющие педагогу на ранних этапах освоения ребенком музыкальной деятельности определить его отставание
и оказать ему развивающую коррекционную помощь;
— учтен оздоровительный компонент; содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, в программе учтен и здоровьесберегающий фактор: в задачах по обучению детей учитывается охрана голоса ребенка, а при освоении детьми движений под музыку педагог учитывает группу их здоровья.
Модель педагогического процесса для реализации программы
Наиболее продуктивной в настоящее время является личностно ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребёнку, субъектные партнёрские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребёнка.
На протяжении всего занятия взрослые (музыкальный руководитель и воспитатель) поддерживают интерес детей к занятию.
В процессе субъектного взаимодействия взрослые постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Педагогу важно выполнять золотое правило при проведении занятий музыкой – не только дать детям новое содержание (из мира людей, природы рукотворного мира, но и формировать у них опыт ценностных ориентаций.
Для реализации программы предусматривается ненасильственный подход к процессу подготовки и проведения праздников. Программа даёт возможность педагогу вносить некоторые изменения в педагогический процесс ДОУ.
Программа может успешно реализовываться лишь взрослыми, любящими детей и заинтересованными в их музыкальном образовании. Она должна быть ими осознана и принята на профессиональном уровне.
К программе прилагаются : технология образовательного процесса, учебно-тематический план музыкальных занятий и хрестоматии с нотными приложениями, диагностический инструментарий (диагностика оценки музыкального развития).
Психолого-педагогическое сопровождение
Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.
Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.