Валентина Сидоренко
Адаптационные игры для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИОННЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Правила проведения адаптационных игр
Проведения игр в адаптационный период требует от взрослого четкого выполнения следующих правил:
Правило 1. (самое важное правило) Добровольное участие в игре. Если ребенок противится, не идет играть, не настаивайте, не заставляйте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. Напротив, увидев, как играют другие дети, увлекшись, ребенок сам включается в игру.
Публикация «Адаптационные игры для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
Правило 2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Он проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с детьми, своими действиями, эмоциональным общением он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с самой игрой. Второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - организатора и участника. Более того, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец. Взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.
Правило 3. Многократное повторения игр, что являются необходимым условиям развивающего эффекта. Все дети по–разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия.
Правило 4. Игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
Правило5. Игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
Правило6. Воспитатель сопровождает все игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки. Обращение к устному народному творчеству, авторским стихотворением детских писателей, должно быть постоянным в общении с малышами: шутки прибаутки, уговорушки, дразнилки, сказки.
Правило 7. Все игрушки, размещаемые в группе должны быть доступные детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам. Во время игры всем детям предлагаются одинаковые предметы, игрушки.
Исключения составленной игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.) Такой материал не следует превращать в обычный, всегда доступный. Хорошо, если он хранится в другом помещении и его приносят то Петрушка, то Зайчик, те, кто хотят поиграть с детьми.
Правило 8. Эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).
Успокоить плачущего ребенка, развеселить его, наладить с ним доверительные отношения, помогут игры с телесным взаимодействием. Важно, чтобы руки воспитателя при этом были теплыми, нежными, движения не резкими, речь эмоциональная.
Игры с телесным взаимодействием для установления контакта
Иди ко мне (в утренний приём)
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов, и манит его к себе, ласково, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля пришел! Я соскучилась! Я очень ждала тебя!»
«Дай ручку!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры : Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу (контакт глаза в глаза).
«Дай ладошечку» (с муз. сопровождением, Железновы)
- Дай ладошечку, моя крошечка, я поглажу тебя по ладошечке!
- На ладошечку, моя крошечка, ты погладь меня по ладошечке!
«Поскачем на лошадке»
Взрослый сажает малыша к себе на колени и имитирует скачущую лошадку.
Мы поскачем, скачем, скачем,
Скачем на лошадке
Мы совсем уже не плачем.
Все у нас в порядке.
«Еду к бабе, еду к деду»
Выполняются движения, соответствующие тексту.
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
На одной ножке.
В старом лопаточке.
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо.
А потом вдруг в ямку - бух!
Провалился петух.
«Качели»
Взрослый садится на край кресла или стула, вытягивает ноги, сажает на них ребенка верхом, держа его за руки. Поднимает- опускает ноги, имитируя качели.
Ой – да, ой - да
Ой - да, ух!
Аж захватывает дух!
Вверх, вниз!
Вверх, вниз.
Прямо к облаку несись!
Вот сбежалась детвора:
-Ты качался- нам пора.
Ой - да! Ой - да!
Ой - да- Ой!
Стой!
«Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта.
Ход игры : Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой. —Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться. —Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Игра «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
«Лови мячик!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка с взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры : Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! Oп! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
«Догоню-догоню!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Ход игры : Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки:
—Давай играть - ты убегай, а я буду тебя догонять!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить —дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
Колокольчик, позвони
Подвешиваем колокольчик на расстоянии вытянутой руки ребёнка. Взрослый говорит, что колокольчик волшебный, его звон радует окружающих. Предлагает ребёнку дотянуться до колокольчика и позвонить в него. После освоения игры, привлекаем других детей. Выбираем активного ребёнка и, называя его по имени, предлагаем тоже позвонить. После того как ребёнок позвонил, хвалим его: какой ты молодец! Как высоко ты смог дотянуться! А теперь (выбираем ещё кого-нибудь) тоже позвонит. Спросите детей, как звенит колокольчик (динь-динь).
Игра: «Поезд»
Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети).
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Чу-чу-чу!
Остановился паровоз, смотрит:
- На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку). Как он копытцем стучит?
- Цок-цок-цок-цок!
- Как он кричит?
- Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!
Петушок по дорожке идёт и громко песенку поёт. Как он песенку поёт?
- Ку-ка-ре-ку-у-у-у!
- Курочка зёрнышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?
- Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!
- Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?
- Кар-кар-кар-кар!
- Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?
- Ш-ш-ш-ш!
- К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?
- Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?
- Поросята прибежали, громко деткам закричали:
- Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!
- Серенькая кошечка села на окошечко, смотрит – Оленька идёт, кошка песенку поё т: мяу, мяу! Мяу, мяу!
- На порог уселся пёс, в лапы спрятал чёрный нос. Ты, Барбос, нас не пугай, а тихонечко полай:
- Гав-гав-гав! Гав-гав-гав!
«Подарки»
Цель игры — помочь детям сблизиться друг с другом. Игра способствует созданию дружеской, доброжелательной атмосферы, учит детей прислушиваться к пожеланиям окружающих. Рекомендуемый возраст детей — 2—5 лет.
Инструкции: для того чтобы объяснить правила игры, ведущий сам выбирает игрока, которого будут одаривать первым (назовем его водящим). Игроки становятся, держась за руки, в круг, а водящий встает в центр круга. Дети начинают водить вокруг него хоровод, говоря при этом:
Принесли тебе подарки:
что ты выберешь, дружок?
Конь и кукла в платье ярком,
самолетик и волчок.
Говоря слова «конь», «кукла», «самолетик», «волчок», ребята тем самым перечисляют подарки. Водящий выбирает тот подарок, который хотел бы получить (из перечисленных). После того как водящий назвал его, остальные дети, не выходя из круга, начинают его изображать, выполняя игровые движения и произнося определенные слова (в зависимости от того, что именно пожелал себе в подарок водящий). Если водящий выбрал в качестве подарка коня, то дети поворачиваются вправо и бегут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги. Руки при этом они вытягивают вперед, как будто держат поводья, сами держатся прямо. При этом игроки хором произносят следующие слова:
Конь ретивый, цок-цок-цок!
Слышен топот быстрых ног:
Цок-цок-цок, Цок-цок-цок! Тпруууу!
(Дети останавливаются и поворачиваются лицом к центру круга.)
Если водящий пожелал в подарок куклу, то движения и слова, которые произносят остальные игроки, будут уже другими:
Кукла, кукла, попляши, нам платочком помаши! (Слова повторяются два раза.)
Под эти слова дети свободно танцуют.
Если водящий выбирает в подарок самолетик, то дети сначала «заводят» свои самолеты (т. е., стоя на месте, крутят руками, держа их перед собой, а потом «летят» по кругу, расставив руки в стороны. Заводя мотор, дети хором произносят:
Самолет-самолет, ты возьми меня в полет!
После того как самолеты «завелись», дети, изображая полет, тянут звук: «ж-ж- ж». Когда самолеты описали полный круг вокруг водящего, они замедляют движение и медленно «приземляются» (дети присаживаются на корточки).
Если водящий выбирает волчок, то дети хором произносят следующие слова:
Вот как кружится волчок:(дети кружатся на месте)
Прожужжал – и на бочок! (дети присаживаются на корточки и слегка отклоняются вбок, опираясь одной рукой об пол).
Игра «Храбрые лягушата»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение приемлемому способу выражения негативных эмоций, агрессивных импульсов, развитие координации движений.
Оборудование: бумага в рулоне, корзина.
Ход игры:
Игра-превращение в храбрых лягушат. У каждого храброго лягушонка есть лист, на котором он сидит (зелёный лист бумаги).
«Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся»
А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют.
Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции. В человеческом организме самой природой заложена возможность саморегуляции: когда на смену реакции напряжения (стрессу) приходит расслабление, покой, отдых. И, конечно, подвижная игра — это источник радости и одно из лучших средств общения взрослого с ребенком.
«Аплодисменты» релаксационное упражнение Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата. Инструкции: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Мы топаем ногами
Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст так медленно, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время взрослый говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.