Войтович Наталья Витальевна
Адаптационная программа «Маленькие волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы :
1. Пояснительная записка …. 3 – 4
2. Планируемые результаты освоения программы…4
3. Тематический план ….5-7
4. Содержание программы…. 8 - 14
5. Методическое обеспечение …14 - 16
6. Список литературы …. 17
7. Приложения…18 - 32
Пояснительная записка
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Нетрадиционные материалы и средства изображения любопытны детям как игра с неизвестным. Это и занимает их, и вовлекает в творческий процесс. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Публикация «Адаптационная программа „Маленькие волшебники“» размещена в разделах
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Программа кружка «Маленькие волшебники» составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет И. А. Лыковой – «Цветные ладошки» и методических разработок Лыковой И. А. «Изобразительное творчество в детском саду».
Новизна программы кружка изобразительного творчества «Маленькие волшебники» заключается в наполнении содержания программы только нетрадиционными техниками рисования (кляксография, рисуем ручками и пальчиками, штампы, трафареты, монотипия, коллаж, рисование жесткой кисточкой и ватными палочками).
Занятия построены с учетом педагогических принципов.
Педагогические принципы:
1. Принцип наглядности обучения (использование образцов, иллюстраций, схем и т. д.)
2. Принцип систематичности последовательности (постановка и корректировка задач в логике «От простого - к сложному»);
3. Принцип сезонности (построение или корректировка познавательного содержания занятий с учетом природных и климатических особенностей данной местности и региона);
4. Принцип цикличности (построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту);
5. Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями (закрепление знаний и навыков в практической деятельности, систематическое повторение ранее изученного);
6. Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
7. Принцип развивающего характера.
Цель программы – развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
2. Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
3. Развивать творчество, фантазию.
4. Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Срок реализации программы : - 1 год. Занятия проходят 1 раз в неделю (всего 32 занятия, длительность занятия 20 минут, в группе от 8 до 10 человек, дети среднего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат работы студии: дети будут самостоятельно выбирать способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные нетрадиционные технические приемы; проявлять интерес к сотворчеству с воспитателем и с другими детьми при создании коллективных композиций.
Формы подведения итогов: в конце каждой темы - организация ежемесячных выставок детских работ для родителей, тематические выставки в детском саду, участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.
Планируемые результаты
При успешном выполнении ребенком творческих заданий данной программы можно добиться следующих планируемых результатов:
- развивается творческий потенциал детей;
- дети осваивают нетрадиционные техники в изобразительной деятельности;
- формируется устойчивый интерес у детей на занятиях и в самостоятельной деятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
- развивает мелкую моторику рук
- развивает творческие способности, воображение.
-воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
-у родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей;
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Тематический план
Месяц Техника Тема Кол-во
сентябрь свободное экспериментирование с материалами
Диагностика 1/20 мин
«Укрась платочек» 1/20 мин
«Осеннее дерево» 1/20 мин
«Осенний букет» 1/20 мин
октябрь рисование пальчиками «Осеннее дерево» 1/20 мин
«Лесные друзья» 1/20 мин
«Свитер для моих друзей 1/20 мин
«Нарядное платье» 1/20 мин
ноябрь рисование ватными палочками «Листопад» 1/20 мин
«Грибы на полянке» 1/20 мин
«Ветка рябины» 1/20 мин
«Веселая рыбка» 1/20 мин
декабрь рисование ладошками рук «Солнышко» 1/20 мин
«Петушок- золотой гребешок» 1/20 мин
«Сказочное дерево» 1/20 мин
«Осьминоги» 1/20 мин
январь монотипия и кляксография «Волшебная бабочка» 1/20 мин
«Волшебная клякса» 1/20 мин
«На что похоже» 1/20 мин
«Красивый цветок» 1/20 мин
февраль
техника печатанья «Паучок на паутинке» 1/20 мин
«Снеговик на прогулке» 1/20 мин
«Украшение шарфика» 1/20 мин
«Цветы в вазе» 1/20 мин
март коллаж «Лесные зверята» 1/20 мин
«Улицы города» 1/20 мин
«В гостях у сказки» 1/20 мин
«Прогулка в лесу» 1/20 мин
апрель рис. пальчиком
жесткой кистью
рис. трафаретами
ватными палочками «Красавиц Мухомор» 1/20 мин
«Пушистый котенок» 1/20 мин
«Ягоды и яблочки на тарелке» 1/20 мин
«Божья коровка» 1/20 мин
май пор. кисточка
рис. ладошкой
мятая бумага
трафареты «Подсолнухи» 1/20 мин
«Бабочка – красавица» 1/20 мин
«Звездное небо» 1/20 мин
«Цыплята на прогулке» 1/20 мин
Итого: 32 / 10 ч. 40 мин
СЕНТЯБРЬ
Диагностика
Цель: совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Тема: «Укрась платочек»
Тема: «Осеннее дерево»
Тема: «Осенний букет»
ОКТЯБРЬ
Рисование пальчиками.
Цель: дети знакомятся с техникой рисования – пальчиками, развиваем инициативу, знание цвета, дети составляют элементарный узор.
Тема: «Осеннее дерево»
Тема: «Лесные друзья»
Тема: «Свитер для моих друзей»
Тема: «Нарядное платье»
НОЯБРЬ
Рисование ватными палочками и поролоновыми палочками.
Цель: дети знакомятся с техникой точечного рисования, у детей развивается усидчивость и любознательность.
Тема: «Листопад»
Тема: «Грибы на поляне»
Тема: «Веточка рябины»
Тема: «Веселая рыбка»
ДЕКАБРЬ
Рисование ладошками рук.
Цель: дети рисуют ладошкой рук на бумаге, у детей развивается интерес и воображение.
Тема: «Солнышко»
Тема: «Петушок- золотой гребешок»
Тема: «Сказочное дерево»
Тема: «Осьминоги»
ЯНВАРЬ
Монотипия и кляксография.
Цель: дети находят знакомые предметы в полученных изображениях на листе бумаги, у них развивается воображение.
Тема: «Волшебная бабочка»
Тема: «Волшебная клякса»
Тема: «На что похоже»
Тема: «Красивый цветок»
ФЕВРАЛЬ
Знакомство с техникой печатанья.
Цель: дети знакомятся с техникой печатанья рисунка различными способами, у детей развивается усидчивость и интерес.
Тема: «Паучок на паутинке»
Тема: «Снеговик на прогулке»
Тема: «Украшение шарфика»
Тема: «Цветы в вазе»
МАРТ
Коллаж.
Цель: знакомим детей с новой техникой – коллаж. Дети учатся дорисовывать картину до сюжета, развивается фантазия, воображение.
Тема: «Лесные зверята»
Тема: «Улицы города»
Тема: «В гостях у сказки»
Тема: «Прогулка в лесу»
АПРЕЛЬ
Игры с красками.
Цель: рисование детьми разными техниками и способами.
Тема: «Красавиц мухомор» (рисование пальчиками)
Тема: «Пушистый котенок» (тычок жесткой кистью)
Тема: «Ягоды и яблочки на тарелке» (печатанье трафаретами)
Тема: «Божья коровка» (ватные палочки и гуашь)
МАЙ
Игры с красками.
Цель: рисование детьми разными техниками и способами, развитие фантазии и воображения.
Тема: «Подсолнухи» (тычок поролоновой кистью)
Тема: «Бабочка красавица» (рисование ладошкой)
Тема: «Звездное небо» (мятая бумага)
Тема: «Цыплята на прогулке» (трафареты)
Содержание программы
Календарно-тематический план
«Маленькие волшебники»
№ Месяц Нетрадиционные
техники ОД Программное содержание
1
Сентябрь Свободное экспериментирование с материалами
Диагностика
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Оттиск пробкой. Рисование пальчиками
«Укрась платочек» Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Оттиск печатками из ластика «Осеннее дерево» Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.
Печатание листьями «Осенний букет» Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус.
2 ОКТЯБРЬ
Цель: дети знакомятся с техникой рисования – пальчиками, развиваем инициативу, знание цвета, дети составляют элементарный узор. рисование пальчиками «Осеннее дерево» Учить отражать особенности изображаемого предмета. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
«Лесные друзья» Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой красок. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
«Свитер для моих друзей Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.
«Нарядное платье» Продолжать совершенствовать рисование пальцем. Воспитывать аккуратность при работе с краской. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.
Ноябрь
Цель: дети знакомятся с техникой точечного рисования, у детей развивается усидчивость и любознательность.
Рисование ватными палочками и поролоновыми палочками.
«Листопад» Познакомить детей с техникой рисования тычком. Развивать чувство композиции. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
«Грибы на полянке» Продолжать учить рисовать ватной и поролоновой палочкой. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать аккуратность при работе с краской.
«Ветка рябины» Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
«Веселая рыбка» Закреплять умение детей рисовать ватной и поролоновой палочкой. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Развивать творческое мышление.
4 Декабрь
Цель: дети рисуют ладошкой рук на бумаге, у детей развивается интерес и воображение.
Рисование ладошками рук.
Тема: «Солнышко»
Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Тема: «Петушок- золотой гребешок»
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Тема: «Сказочное дерево»
Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
Тема: «Осьминоги» Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали.
5. Январь
Цель: дети находят знакомые предметы в полученных изображениях на листе бумаги, у них развивается воображение.
Монотипия и кляксография.
Тема: «Волшебная бабочка» Познакомить детей со способами изображения как монотипия. Развивать воображение, образное мышление, цветовосприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности.
Тема: «Волшебная клякса» Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги.
Тема: «На что похоже» Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «кляксография». Развивать цветовосприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать воображение и мышление.
Тема: «Красивый цветок» Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Учить дорисовывать детали объектов (цветов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. Поощрять детское творчество, инициативу.
6. Февраль
Цель: дети знакомятся с техникой печатанья рисунка различными способами, у детей развивается усидчивость и интерес.
Знакомство с техникой печатанья.
Тема: «Паучок на паутинке» Познакомить детей с техникой печатанья рисунка. Развить чувство композиции, желание рисовать нетрадиционным способом.
Тема: «Снеговик на прогулке» Упражнять в технике печатания.
Тема: «Украшение шарфика» Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
Тема: «Цветы в вазе»
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закреплять технику печатанья. Развивать у детей усидчивость и интерес.
Март
Цель: знакомим детей с новой техникой – коллаж. Дети учатся дорисовывать картину до сюжета, развивается фантазия, воображение.
Коллаж.
Тема: «Лесные зверята» Познакомить детей с техникой – коллаж. Развивать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.
Тема: «Улицы города» Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.
Тема: «В гостях у сказки» Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.
Тема: «Прогулка в лесу»
Закрепить умения детей в технике коллаж. Совершенствовать умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность, самостоятельность.
Апрель
Цель: рисование детьми разными техниками и способами.
Игры с красками.
Тема: «Красавиц мухомор» (рисование пальчиками) Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками для повышения выразительности рисунка. Развивать аккуратность, самостоятельность.
Тема: «Пушистый котенок» (тычок жесткой кистью) Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, развивать изобразительные навыки и умения.
Тема: «Ягоды и яблочки на тарелке» (печатанье трафаретами) Упражнять в технике печатания трафаретами. Нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Развить чувство композиции, желание рисовать нетрадиционным способом.
Тема: «Божья коровка» (ватные палочки и гуашь)
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик насекомых наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.
Май
Цель: рисование детьми разными техниками и способами, развитие фантазии и воображения.
Игры с красками.
Тема: «Подсолнухи» (тычок поролоновой кистью) Учить создавать рисунок, используя смешение красок, используя технику тычок поролоновой кистью. Развивать цветовосприятие.
Тема: «Бабочка красавица» (рисование ладошкой) Учить превращать отпечатки ладоней в бабочек, дорисовать различные узоры на крыльях. Развивать воображение, чувство композиции
Тема: «Звездное небо» (мятая бумага) Познакомить детей новому способу рисования с помощью мятой бумаги, методом нетрадиционного рисования (отпечатыванию). Развить чувство композиции, желание рисовать нетрадиционным способом.
Тема: «Цыплята на прогулке» (трафареты)
Упражнять в технике печатания трафаретами. Нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Развить чувство композиции, желание рисовать нетрадиционным способом.
Методическое обеспечение.
Методы и приёмы обучения приемам нетрадиционных техник рисования
1. Создание игровой ситуации.
2. Показ воспитателя.
3. Использование движения руки.
4. Сравнение двух техник.
5. Проговаривание последовательности работы.
6. Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Техническое оснащение.
1. Листы бумаги.
2. Гуашь.
3. Трафареты.
4. Кисточка с коротким ворсом (тычок).
5. Тампон.
6. Стекло или пластик.
7. Нитки.
8. Щётка и стека.
9. Крупа.
10. Подносы.
11. Использованные фломастеры.
12. Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья)
Диагностический блок программы :
Диагностика (в форме творческого задания) проводится 2 раза в год: стартовая и на конец учебного года.
Результаты диагностики обрабатываются и заносятся в диагностическую таблицу с помощью следующих показателей:
«в» - высокий уровень развития (ребёнок самостоятельно справляется с
заданием)
«с» - средний уровень развития (ребёнок частично справляется с
заданием или с помощью педагога)
«н» - низкий уровень развития (ребёнок не справляется с заданием).
Диагностическая карта
№ п/п
Ф. И. ребенка Технические навыки
(владение жесткой и паралоновой кистью, ватной палочкой, штампами, губкой и др.) Точность движений
(при передаче формы объекта – тычок; месторасположения предмета – штампы) Средства выразительности (подбор цветовой гаммы, умение выстраивать композицию на бумаге разного формата:А5, А4, А3) Наличие замысла
Способность создавать рисунок по предложенным материалам)
Проявление самостоятельности
Отношение к рисованию
Речь в процессе рисования
(называние цветов, техник рисования, инструментов рисования)
н к н к н к н к н к н к н к
«н» – начало года; «к» – конец года
Список литературы.
1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., Карапуз- Дидактика, 2010.
2. Лыкова И. А. программа по художественному воспитанию, обучению и развитию детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
3. «Детское художественное творчество» Т. С. Комарова, Мозаика синтез, М-2010г.
4. Развивающие занятия для маленьких гениев (рисуем, лепим, клеим)
Н. Ильина, Санкт – Петербург, издательство «Вектор», 2010 г.
5. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству
А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова, Творческий центр «Сфера», Москва.
6. «Учимся рисовать»
Н. Б. Бочарова, Москва, «Школьная пресса», 2007 г.
7. «100 поделок из бумаги»
Г. И. Долженко, Ярославль, «Академия развития», 2009 г.
8. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
А. В. Никитина, Санкт – Петербург, издательство «Каро», 2008 г.
9. Поэтический образ природы в детском рисунке
Л. В. Компанцева, Москва, «Просвещение»
10. «Озорной карандаш»
Н. А. Алексеевсвкая, «Лист», Москва, 1998 г.
11. Дворецкая О. В. «Тё плые картины: рисуем цветной шерстью». Журнал «Цветной мир» №4, 2012г.
12. Ястребова С. А. «Живая бумага», Журнал «Цветной мир»,2013г.
13. Торрес Лабрада Е. В. «Образы природы и фантазии: «рисуем» бумажными салфетками». Журнал «Цветной мир» №5,2012г.