Асель Картакаева
Адаптация ребёнка к условиям в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие ребенка в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание отрицательно сказывается на процесс адаптации детей к детскому саду, поэтому в этот период важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Публикация «Адаптация ребёнка к условиям в детском саду» размещена в разделах
Все мы знаем, что адаптация это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Приспособления к новому образу жизни, новому коллективу, к новым людям, среде. Иными словами это привыкание к чему-либо новому.
Любой воспитатель и родитель знаком с главным днем Х, когда малыш первый раз переступает порог детского сада. Работники детских учреждений выстраивают свою работу так, чтобы облегчить в первую очередь этот день для малышей, а также их родителей.
Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка. Перед педагогами, стоят важные задачи: заинтересовать, научить, успокоить и многое другое.
Со времен открытия первого детского сада изменились многое. К сожалению многим начинающим педагогам, без опыта работы приходится очень непросто, а также родителям, у которых первый ребенок. Институт семьи, где родители естественным образом обучались тому, как воспитывать ребенка, потерял свою ценность и претерпел изменения. Родителям приходится черпать информацию в ненадежных источниках, на разных форумах в интернет ресурсах.
Отечественная педагогика далеко продвинулась вперед в деле изучения психологических и физических особенностей развития детей, благодаря достижениям науки педагоги-практики многое знают об особенностях психического развития детей. Однако родители не всегда имеют представление об особенностях, способностях и возможностях своих детей. Зачастую родители черпают информацию на разнообразных форумах, где, к сожалению, предоставляется неадекватная и недостоверная информация о возрастных особенностях детей раннего возраста. Многие родители не знают, что ребенок в 2, 5 года уже может многое делать самостоятельно: пить из кружки, одевать сандалии, производить элементарные действия с игрушкой. Многие родители не понимают и не принимают необходимость и нужность процесса обучения ребенка игре.
Многие мамы и папы думают, что дети научатся играть самостоятельно, считая это естественным процессом. Тем самым родители, как первые педагоги ребенка, не исполняют своих родительских обязанностей, и неосознанно перекладывают свою родительскую ответственность на детский сад и педагогов.
Глава I. Исследования адаптации детей к условиям ДОУ.
1.1. Понятие «адаптация» детей раннего возраста в ДОУ
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности. Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Трудности, возникшие у детей в период адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.
В последнее время повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки, с другой стороны, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.
В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма – что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
1.2. Исследование зарубежных и отечественных педагогов и психологов о сущности понятия адаптации.
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина, А. И. Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, А. А. Реан, А. В. Мудрик, и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн, Е. А. Ямбург, Ш. А. Амонашвили и др.).
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э. В. Ильенков, А. В. Петровский, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней: вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
1.3. Возрастные особенности детей от полутора до трех лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. У них продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. У малышей интенсивно физически развивается организм, созревают психические процессы. На этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже нервным срывам.
Дети раннего возраста испытывают большую потребность в движении, чтобы избежать быстрого перевозбуждения, в группе должны быть созданы условия для разнообразной активной деятельности.
В первой младшей группе развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами.
Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умения выполнять действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные, на основе предлагаемой взрослыми модели, которая вступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности у детей продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения общения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей к трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослыми используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней действия, которые совершаются игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями. Проявление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение «головонога» - голова, она же туловище и отходящие от него ноги, линии.
На третьем году жизни совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринмают все звуки родного языка, но произносят их с большим искажением.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко раздражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с инстификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет.
Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого, от него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослыми и др. кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Вывод: В раннем возрасте ребенок еще не умеет правильно распоряжаться своими эмоциями. Он просто в силу возраста не умеет ими управлять. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка, они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Основные эмоциональные состояния, которые владеют ребенком в период адаптации в основном отрицательные: страх, печаль, гнев, но есть и положительные, например: удивление, радость, интерес от знакомства с новым – обстановкой, деятельностью.