Людмила Михайлова
Адаптация ребенка в детском саду в младшей группе посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по сказкотерапии «Играем вместе»
(как инновационная технология по активизации познавательно-речевой активности детей младшего возраста)
Автор-составитель:
Воспитатель МАОУ «Школа дизайна "Точка"» структурного подразделения "группы детского сада", Михайлова Людмила Викторовна
1. Актуальность.
Публикация «Адаптация ребенка в детском саду в младшей группе посредством сказкотерапии» размещена в разделах
Знание родного языка, имеет большое значение для каждого человека, но прежде всего детям, что помогает воспринимать окружающий мир и является средством общения. Уже начиная с раннего возраста приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.
Именно ранний возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться во всех режимных моментах.
2. Цель и задачи проекта
Создание условий для активизации познавательно-речевой активности детей.
Задачи.
1. Налаживать общение на разнообразные темы;
2. Стимулировать инициативные высказывания;
3. Учить отвечать на вопросы;
4. Привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок;
5. Строить высказывания, состоящие из 2—3 предложений;
6. Помогать налаживать игровое взаимодействие со сверстниками.
7. Формировать понимание добра и зла;
8. Развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
Методы реализации задач:
1. Поиск информации в специальных источниках.
2. Мониторинг познавательно-речевой активности.
3. Информационно-образовательная работа с детьми.
3. Участники проекта:
-педагоги, дети, младший воспитатель, родители.
4. Основные формы реализации проекта:
• Анкетирование родителей;
• Дидактические игры и упражнения;
• Художественное слово;
• Беседы с детьми;
• Праздники и развлечения (совместно с родителями, беседы;
• Папки-передвижки.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
Предполагаемые результаты.
• Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по активизации познавательно-речевой активности детей;
• Координация деятельности по формированию познавательно-речевой активности детей;
• Появление интереса у родителей к проблемам активизации познавательно-речевой активности детей.
Возможности проекта для воспитателей:
• Повышение знаний по формированию познавательно-речевой активности детей;
• Улучшение отношений между детьми;
• Укрепление связи с родителями.
1. Схема реализации проекта
Перечень основных направлений проекта:
Дети должны:
• налаживать общение на разнообразные темы;
• показывать инициативные высказывания;
• отвечать на вопросы;
• показывать драматизации отрывков из знакомых сказки;
• строить высказывания, состоящие из 2—3 предложений;
• налаживать игровое взаимодействие со сверстниками
Предполагаемый результат для родителей:
• познавательно-речевая активность детей;
• Получение консультаций по вопросам формирования познавательно-речевой активности детей при помощи сказкотерапии;
• Укрепление связей между детским садом и семьей;
Оснащение предметно-развивающей среды группы :
• Сформировать подборку стихов, сказок для различных режимных моментов;
• Сделать подборку дидактических игр;
• Собрать накопительную папку с картинками, фотографиями, иллюстрациями;
• Изготовить плоскостные фигуры сказочных героев;
• Пополнить и обновить игровые уголки в группе.
Работа с родителями
• Консультации;
• Папки передвижки;
• Родительские собрания.
Этапы
Этап №1 теоретический - выявление проблемы; формирование цели, задач;
подбор методической литературы; разработка проекта
Этап № 2 - Выполнение проекта: практическая деятельность.
Этап № 3 - Итоги работы: презентация проекта
Сроки реализации проекта: учебный год.
1 этап – Подготовительный этап
• Определение уровня знаний познавательно-речевой активности детей;
• Составление плана работы; разработка содержания проекта;
• Подобрать методическую, научно-популярную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
• Привлечение внимания педагогов, родителей к проблеме познавательно-речевой активности детей под средством сказкотерапии.
•
2 этап – Содержательный
Проектная деятельность Задачи
Изготовление папок передвижек:
• «Сказкотерапия»
• «Дидактические игры по развитию речи. Игры с обучением.»
• «Игры для развития речевого дыхания» Дать информацию родителям по Сказкотерапии
Арттерапия (телесная терапия) О. Г. Шехова игры из фольклора Потешки
• «Мальчик - пальчик»
• «Ладушки»
• «Для спинки»
• «Сорока - сорока»
• «Ладошка -хлопошка»
• «Игра -массаж»
• «Игра-развлечение» Раскрепощение, снятие мышечных зажимов, формирование схемы тела ребенка, чувства доверия к взрослому, установление эмоционального контакта, развитие мелкой моторики, речи.
Игры на выполнение ребенком действий в пространстве
• «Это кто же там сидит»
• «Игра с мягкой игрушкой (кошкой)»
• «К нам Эля пришла»
• «Это что за девочка»
• «Мальчики пальчики»
• «Сел комарик на дубочек»
• «Ладушки –ладушки»
• «Кто там в домике – живет» Формировать ощущения своего тела в пространстве относительно разных предметов и людей, осознание своего имени, знакомство с возможностями и свойствами своего тела.
Чтение сказок
• «Теремок», «Колобок»,
• Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
• «Волк и семеро козлят»
• Е. Благинина «Аленушка»
• С. Капутикян «Хлюп – Хлюп», «Маша обедает»
• Э. Мошковская «Нос умойся»
• Е. Макшанцева «Я одену Мишке штанишки» Закрепить представления детей о повадках животных, об их роли в этих сказках.
Просмотр мультфильмов
Игры – ситуации
• «Рыбалка»
• Ожившие фигуры
• Обыкновенное чудо
• Волшебные руки
• Моя ладонь Закрепить развитие практического интеллекта и навыков самостоятельности.
Игры на взаимодействие
• «Знакомство со сказочной страной»
• «Игра с обручем»
• «Игра с куклой»
• Игра «Кукла в коляске»
• Игра с мячом
• Игра разминка
• Имитация с музыкальными инструментами Повышение у детей уверенности в себе. Формирование позитивного отношения к сверстникам (отдавать игрушку, соблюдая правила игры). Выработка умения действовать согласовано.
Игры на взаимодействие с персонажами кукольных театров
• «Коза»
• «Волк»
• «Гном»
• «Кукла Катя» Формирование основ коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами театров. Развитие моторной и эмоциональной регуляции ребенка, слухового и зрительного внимания, освоения предложно-падежных конструкций, ориентирования в пространстве.
Беседы
• Что мы сегодня видели
• Что ты делал
• Что ты сегодня слышал
• О повадках животных
• Не надо бояться Овладение навыками общения
Непосредственно образовательная деятельность
Аппликация с элементами рисования
Рисование сказочных героев Изготовление кукол и сказочных героев к обыгрыванию
Цель: Учить детей создавать шуточные композиции, изображать разными способами «грязные пятна».
Активизировать и обогатить технику рисования сухими материалами – показать варианты нанесения пятен (ставить точки, штриховать и тушевать карандашом). Развивать воображение, воспитывать аккуратность.
Конспекты
Театрализованная деятельность
«Играем в сказку»
«Звери в зимнем лису» Программные задачи: Учить
Развивать творческие способности детей.
Интеграция образовательных областей
«Коммуникация»
— налаживать общение на разнообразные темы;
— стимулировать инициативные высказывания;
— учить отвечать на вопросы;
— привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок;
— строить высказывания, состоящие из 2—3 предложений;
— помогать налаживать игровое взаимодействие со сверстниками.
Словарная работа:
— обогащать словарь в связи с расширением ориентировки в окружающем;
—
«Социализация»
— воспитывать интерес и доброжелательное отношение к окружающим;
— создавать условия для доверительного общения с другими;
— формировать умение играть и заниматься каким-либо делом рядом с другими, поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе интереса к игре, создавать обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом:
— раскрывать ребенку мир чувств, переживаний, различных эмоциональных состояний.
«
— учить находить в объемном или плоскостном изображении черты знакомых предметов, персонажей, явлений и называть их;
Лепка
«Пойдем вместе погулять и грибочки собирать» Образовательная задача: продолжать учить лепить предмет из двух частей, передавать их форму (шар, столбик, плотно их соединить.
Техническая задача: закрепить умение детей скатывать шар и раскатывать столбик.
Развивающая задача: развивать мышление, мелкую моторику.
Воспитательная задача: воспитывать отзывчивость и доброту.
Образовательное пространство: рассматривание иллюстраций, муляжей грибов.
3 этап итоговый
Пректная деятельность задачи
Презентация по сказкотерапии «Играем в сказку» Систематизировать знания детей о проделанной работе