Ольга Ткацкая
Адаптация ребенка с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с умеренной и преимущественно с тяжелой умственной отсталостью, а так же с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Эти дети, как правило, адаптируются к саду сложнее : медленнее усваивают программу, работают в замедленном темпе, часто требуют особых условий пребывания, а также ухода. Не всегда эти ребята могут наладить контакт со сверстниками в силу физиологических и психологических особенностей.
Публикация «Адаптация ребенка с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
ОВЗ- ограниченные возможности здоровья, под которыми могут пониматься разнонаправленные отклонения: сенсорные нарушения (зрительного или слухового анализатора, а так же тактильность и нарушения восприятия вкуса и запаха, речевые патологии, скелетно-мышечные патологии (например, ДЦП, комплексные нарушения психических функций и интеллектуальная недостаточность. Относят к этой категории и ребят с диагностированными фобиями, серьезными эмоционально-волевыми дефектами (РАС).
Тяжести течения адаптации детей с ОВЗ
Различают три степени тяжести течения адаптации. При легкой степени ребенок нормализует свое поведение за полторы-две недели пребывания в саду. Он позитивно реагирует на инструкции педагога, спокойно их выполняет, отсутствует агрессия и негатив.
При адаптации средней тяжести сдвиги в эмоциональном состоянии ребенка и его поведении нормализуются примерно за полтора месяца, не менее.
При адаптации тяжелой степени у отдельных воспитанников развиваются хронические заболевания. Обычно это респираторные болезни, которые могут осложняться отитом/пневмонией/бронхитом. Тяжелая адаптация всегда сказывается на маркерах здоровья. Сам период адаптации затягивается до полугода или года. Данная степень характерна для наших детей, так как у них умеренная и тяжелая умственная отсталость со множественными нарушениями развития.
Начало посещения педагогами детского сада детей групп «Особый ребенок» требует от малышей приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов. Меняется режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние.
Только созданием благоприятной обстановки на занятиях полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. В следствие чего, ребенку оказывается психолого-педагогическая поддержка воспитателями и узкими специалистами, работающими с ним.
Этапы психолого-педагогической поддержки при адаптации детей с ОВЗ в ДОУ.
1. Диагностика воспитанника, его семьи, а также выявление механизмов защиты ребенка в сложных ситуациях. На этом этапе малыша знакомят с педагогами, которые будут с ним работать. Важно в этот момент сформировать доверительные отношения между участниками процесса.
2. Составление специалистами индивидуальных программ сопровождения воспитанника. Программа адаптации детей с ОВЗ базируется на карте реабилитации: для каждого воспитанника педагог-психолог (и другие специалисты) определяют индивидуальный образовательный маршрут.
3. На основании и уже проведенных мероприятий составляется план работы педагогов с ребенком.
4. Сама работа воспитателей и узких специалистов с воспитанником, включает в себя разные мероприятия, помогающие комфортно, без потрясений для малыша адаптироваться к новой среде.
Специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду проводится поэтапно и планомерно.
Занятия с узкими специалистами в период адаптации планируются так, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья имели возможность взаимодействовать со взрослыми, с другими детьми с проблемами в развитии, что необходимо для формирования умения работать в коллективе под контролем и с помощью педагога.
Сенсорное направление работы педагога-психолога в период адаптации проходит на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии и направлено на сенсорное восприятие детей-инвалидов, которое включает в себя развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, а также восприятия вкуса и запаха.