Галина Николаевна Аникеева
Адаптация ребенка к детскому саду в условиях разновозрастной группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к детскому саду
в условиях разновозрастной группы.
Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Публикация «Адаптация ребенка к детскому саду в условиях разновозрастной группы,» размещена в разделах
В условиях дошкольного учреждения адаптацию необходимо рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям. Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду.
Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от тех, к которым он привык дома.
Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.
Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям необходимо найти подход к детям и их родителям.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это в большой степени зависит и от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания, которую они смогут создать в группе.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, когда его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. А получается так, что дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
Так же влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада : не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.
Начало посещения детского сада для ребёнка любого возраста - сложный период адаптации к новым социальным условиям. Малыш привык быть для мамы с папой единственным и самым любимым, а тут вдруг его привели в незнакомый дом, где вокруг много маленьких детей, и оставили там одного, пусть совсем ненадолго.
Среди психологов однозначного мнения, когда детям лучше всего начинать ходить в садик, не существует. Одни специалисты считают, что отдавать малыша в сад нужно или в 2 или в 4 года, когда минует так называемый кризис 3 лет (важный период становления самостоятельной личности ребенка). Другие утверждают, что наиболее подходящий возраст – 5 лет, когда непосредственно возникает необходимость подготовки малыша к школьной жизни. Еще одна группа психологов, наоборот, оспаривает это мнение, аргументируя тем, что у ребенка уже складывается определенный образ жизни, и потеря приватности в общении со значимыми взрослыми, связанная с посещением садика, негативно скажется на состоянии ребенка. Существует так же мнение, что ребенку тем проще адаптироваться, чем в более младшем возрасте его поведут в детский сад (по принципу - он маленький и всё равно, где быть и играть).
Мое мнение таково, что возраст решающего значения не имеет, и, если педагоги будут придерживаться определенных принципов работы, то адаптация ребенка к дошкольному учреждению может проходить безболезненно в любом возрасте.
Группа, в которой я работаю, не совсем обычная: детки возраста от 3-х до 7-ми лет, работаем с использованием элементов системы Марии Монтессори. Такой разброс по возрасту в группе вызывает определенные сложности в работе педагогов, работающих с детьми одного возраста; это и проведение образовательной деятельности, и особенности в организации режимных моментов, проведение праздников, и особенно общение и взаимоотношения между детьми младшего и старшего возраста.
В нашей группе мы стараемся обеспечить ребенку максимально комфортное психологическое состояние с первых дней пребывания его в детском саду. За время многолетней работы мы выделили основные пункты, которых и придерживаемся в процессе помощи детям в период их адаптации в детском саду, естественно, учитывая возрастные, индивидуальные особенности детей.
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей, поэтому первый этап – это работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
Когда родители ребенка впервые приходят знакомиться с группой и воспитателями, в процессе беседы с ними, мы как можно более полно стараемся узнать об индивидуальных особенностях ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определяем, какие методы поощрения и порицания приемлемы для данного ребенка.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому наша задача как педагогов - успокоить, прежде всего, взрослых: мы приглашаем их осмотреть групповые помещения, показываем шкафчик ребенка, его кровать, игрушки, рассказываем, чем ребенок будет заниматься, во что играть, знакомим с режимом дня, вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации для их малыша.
Обычно мы рекомендуем родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так как в этот режимный момент ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Советуем приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются.
Мы настоятельно советуем родителям внимательно прислушиваться к нашим советам, принимать к сведению консультации воспитателей, наши наблюдения и пожелания. Ибо, если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Далее, время пребывания в детском саду в первые дни мы рекомендуем не более 2-3 часов, не зависимо от возраста. Очень важно, чтобы малыш был изначально уверен, что в детском саду интересно, и совсем не страшно остаться там без мамы на какое-то время. Поскольку представления о временных интервалах у маленьких детей очень условны, мы предлагаем родителям ориентировать детей на какой-либо режимный момент: «Я приду за тобой после прогулки (обеда, сна и т. д.)»
Рекомендуем родителям расставаться с ребенком легко и быстро, так как долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у ребенка тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет отпускать родителей, волноваться, переживать, в результате, скорее всего, расплачется, настроение испортится и у ребенка и у мамы, зерно отрицательного отношения к детскому саду у ребенка будет посеяно.
Если ребенок к концу дня выглядит утомленным, капризничает, проявляет видимую усталость, советуем родителям на время сократить длительность пребывания малыша в детском саду, либо давать ему еще один дополнительный день отдыха в неделю.
Важный момент-экскурсия по групповому помещению, чтобы ребенок знал, где можно помыть руки, где туалет, игровая комната, помещение для занятий и пр. Обязательно оформляем картинками шкафчик для одежды, полотенца, кроватку, место за столом: ребенок чувствует себя более уверенно, когда на новом месте у него есть что-то «свое».
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Мы приложили много усилий, чтобы создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в нашей группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация.
Чтобы дети не испытывали дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома, мы постарались "одомашнить" группу : красивый дизайн, доступность и разнообразие игрового и развивающего материала, среди которого предусмотрены игры с песком и водой, а так же мольберт с рулоном бумаги для рисования, где дети в любое время могут рисовать фломастерами, маркерами, мелками, тем самым снимая свое психологическое напряжение.
Перед сном у нас практикуется чтение сказок; включаем аудиозапись со звуками природы, что дает детям возможность успокоиться, расслабиться и спокойно отдохнуть.
В период адаптации мы стараемся на какое-то время сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, постепенно вводя правила поведения, принятые в группе.
Очень важное значение для успешной адаптации имеет сформированность навыков самообслуживания, связанных с умением самостоятельно есть и пить, одеваться, выполнять другие гигиенические процедуры. Именно поэтому акцентируем внимание родителей на удобство одежды и простоту её использования, чтобы маленький ребенок не испытывал сложностей при надевании повседневных вещей (носочки, футболки, обувь).
У некоторых детей на почве волнения и переживаний от пребывания на новом месте часто пропадает аппетит, они «не хотят» есть. Наш принцип - не настаивать, чтобы ребенок в первые дни нахождения в группе съедал непременно все, у ребенка может быть обратная реакция, вплоть до тошноты и расстройства желудка, это может вызвать нежелание идти в садик и на долгое время закрепить отрицательное отношение к новой обстановке, так как там «заставляют есть». По прошествие нескольких дней такой ребенок сам с гордостью показывает свои пустые тарелки и объясняет маме, что он уже большой, подрос и съедает все.
В группе у нас есть фотоальбом, куда мы помещаем фотографии различных событий и мероприятий группы. Часто мы с детьми рассматриваем эти фотографии, ребята, посещающие группу не один год, узнают своих товарищей, ушедших в школу, вспоминают о событиях, изображенных на снимках. Это так же вызывает положительные эмоции у новичков.
Ведущей деятельностью дошкольников является игровая, и, конечно, мы используем совместные с детьми игры для решения основной задачи адаптационного периода - формирования эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
В процессе взаимодействия с ребенком, мы создаем у него положительное отношение ко всем процессам, развиваем различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируем потребность в общении со взрослыми и детьми, тем самым обеспечиваем решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряется и облегчается протекание адаптационного процесса.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.
Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
В процессе нашей деятельности, мы как педагоги, более подчеркиваем положительные действия и стремления детей, чем порицаем негативные.
Поскольку у нас группа разновозрастная, в группе всегда есть дети, которые ходят уже не первый год, мы предлагаем такому «старичку» показать новому ребенку, где в группе у нас находятся игрушки, как с ними можно играть, как они называются; принять к себе в игру.
Каждый новенький ребенок поручается волонтеру из детей, которые давно посещают группу. Этот волонтер приглядывает за новичком, когда дети выходят за пределы группы (например, на прогулку, музыкальное или физкультурное занятие) : идет с ним за руку, встает в пару в танцах, объясняет
правила поведения в группе, показывает, как заниматься с монтессори-материалом.
Руководящая роль воспитателя в процессе работы практически незаметна для постороннего взгляда, создается впечатление, что он просто напоминает о следующих режимных моментах; благодаря такому ненавязчивому руководству, старшие дети чувствуют себя «взрослыми», проявляют больше самостоятельности, и, как следствие, внимания и заботы к младшим и новеньким сверстникам, воспитывается чувство ответственности.
Плюсы таких методов адаптации в том, что ребенок не испытывает давления взрослого на себя, приучается выстраивать общение со сверстниками, усваивает модели поведения с более старшими и, затем, с более младшими детьми, чувствует себя не одиноким, а нужным на новом месте. Все это впоследствии помогает ребенку быстрее адаптироваться в любом коллективе, выстраивать адекватные отношения с людьми разного возраста, с лучшей стороны раскрыть свои способности и качества личности.
Исходя из многолетнего опыта работы с применением данных принципов подхода к проблеме адаптации, могу сказать, что адаптационный период у детей, приходящих в нашу группу короткий и проходит легко, дети чувствуют себя комфортно; подтверждением этому служит то, что родители приводят к нам по второму, третьему ребенку, рекомендуют своим родственникам, знакомым, друзьям. А мы в свою очередь очень рады, что малыши начинают свою жизнь в обществе с положительных эмоций и желаем им, чтобы и в дальнейшем они пронесли их через всю жизнь.
Список литературы
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, иликак научиться понимать своего ребенка. - М. : АСТ-ПРЕСС, 2007.
3. Варпаховская О. “Зеленая дверца” :первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1.
4. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7.
5. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1.
6. Луговская А., Кравцова М. М., Шевнина О. В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. – М. : Эксмо, 2008.
7. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2.
8. Севостьянова Е. О. Дружная семейка – М. : ТЦ Сфера, 2006.
9. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе – М. : АРКТИ, 2006.