Анастасия Черноплечая
Рекомендация «Адаптация к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст ребенка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда проходит закладка фундамента его личности.
Ребенок с момента рождения и до времени поступления в детский сад воспитывается в семье, в атмосфере любви и заботы. Именно поэтому приход в детский сад бывает таким стрессовым для ребенка – его отрывают от привычной ему атмосферы. а это означает, что в ДОУ должны быть созданы оптимальные условия для пребывания ребенка в детском саду.
При поступлении в ДОУ у ребенка начинают срабатывать механизмы адаптации.
Что включает в себя понятие «адаптация»?
Публикация «Рекомендация „Адаптация к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Адаптация – (от лат adaptation – приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
В других источниках адаптация :
- постепенное изменение, приспособление физиологических процессов, происходящих в органах чувств человека, к особенностям физических стимулов, воздействующих на органы чувств в данный момент времени;
- приспособление психологических особенностей, а также поведение человека к социальным условиям, социальной ситуации, в которой он оказался в данный момент
В литературе можно встретить следующие виды адаптации :
1. Психологическая адаптация – приспособление психических свойств, состояний и процессов к условиям, в которых человек оказался.
2. Социальная адаптация – приспособление человека к социальным условиям существования.
Адаптация возникает в том случае, когда происходит противоречие между возможностями организма и требованиями среды.
Исследователи выделяют три стиля адаптации человека к среде.
- творческий стиль – человек старается изменить саму среду, подстраивает ее под себя, и таким образом, приспосабливается сам.
- комфортный стиль – человек просто привыкает к среде и пассивно принимает ее требования.
- избегающий стиль – человек игнорирует требования среды по тем или иным причинам, либо не хочет или не может подстроится под среду.
Конечно, наиболее оптимальным является творческий стиль, а самым сложным – избегающий.
Адаптация, как правило, протекает вкупе с массой негативных проявлений у детей. Но это не неудивительно6 ребенка «вырвали» из привычных условий, оторвали от мамы, от любимых игрушек, «посадили» в новые условия. В этот момент ребенок испытывает нервное напряжение сравнимое по силе со стрессом космонавта, отправляющегося в космос.
Различаю три степени адаптации.
1. Легкая – ребенок привыкает в течение 10-15 дней.
2. Средней тяжести – поведение нормализуется в течение месяца.
3. Тяжелая – длится от 2 месяцев до полугода.
Для выстраивания работы по адаптации и корректировки плана необходимо составить портрет ребенка, привыкающего к детскому саду, так называемый эмоциональный профиль, на основе следующих критериев.
Отрицательные эмоции. Как правило, они встречаются у каждого ребенка. Это может проявятся в апатии ко всему происходящему или, наоборот, в беспокойном движении, всевозжной палитре плача
Страх. Также встречается у каждого ребенка. впервые придя в ДОУ, ребенок во всем видит скрытую угрозу. А самый сильный страх – это страх быть забытым родителями в детском саду.
Гнев. Он может возникнуть по поводу и без. Ребенок схож с пороховой бочкой.
Положительные эмоции. В первое время их практически нет. Чем легче адаптация, тем раньше они проявляются. И это говорит о том, что адаптация у ребёнка подошла к концу.
Познавательная деятельность. Также является положительным моментом в адаптации и проявляется в интересе к игрушкам. В первое время пребывания игрушки не вызывают интереса у ребенка, познавательная деятельность заторможена, но с течением времени ребёнок начинает проявлять познавательный интерес.
Социальные навыки. Под влиянием стресса ребенок может растерть даже те немногочисленные приобретённые навыки. Но постепенно он «вспоминает» все, что умел.
Особенности речи. Если ребенок умел разговорить к поступлению в ДОУ, то иногда на фоне стресса этот навык начинает регрессировать.
Двигательная активность. Очень редко сохраняется в норме в период адаптации : ребенок либо заторможён, либо слишком активен. Не следует такую активность путать с темпераментом ребенка.
Сон. Самый сложный момент в адаптации ребенка. сначала отсутствует вовсе. По мере привыкания ребенок начинает засыпать, но это слишком беспокойный сон. И только когда ребенок адаптируется, он начинает спокойно спать всей тихий час.
Аппетит. Также нарушен в период адаптации. Ребёнок может совсем отказаться от пищи. Бывает, что ребенок начинает есть очень много, тем самым заедает стресс.
Адаптация – это не только тяжелый период для ребёнка, но и для его родителей. Для снятия напряжения у родители педагоги планируют работу по следующим направлениям:
- информационно-аналитическое (анкетирование, опросы). Цель – собрать как можно больше информации о ребёнке.
- познавательное (беседы, консультации, родительские собрания, мастер-классы). Цель – повышение педагогической культуры родителей
- наглядно-информационные (паки-передвижки, консультации, различные алгоритмы типа «Я одеваюсь»). Цель – познакомить родителей с методикой воспитания и обучения.
Не менее важно проводить различные игры с детьми для облегчения адаптации
К таким играм относятся коммуникативные игры: различные хороводы, «Догонялки с куклой», «Передай мяч», «Зайка», «Погладь ладошку», «Мы топаем ногами»
И игры на освоение пространства: «Поезд», «Самолеты», «Ножки», «Вот сидит лохматый пес», «Смелые малышки», «Чудесный мешочек».
Только при совместной работе педагогов и родителей возможно облегчить период адаптацию детей к условиям ДОУ.