Лариса Манакова
Адаптация детей в детском туберкулёзном лёгочном отделении
▼ Скачать + Заказать документы
Адекватно созданные условия в период адаптации позволяют сохранять и совершенствовать психическое, физическое и нравственное здоровье детей.
Именно поэтому в период адаптации важна целенаправленная работа с дошкольниками, которая приводила бы к безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям и дальнейшему полноценному развитию и лечению в отделении.
В период адаптации медико-педагогический персонал группы обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, уделяет максимум внимания и заботы, учитывает особенности детей, их привычки и предпочтения.
Темочки:
В каждой группе организована и оформлена предметно-развивающая среда, которая соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает их физическое, психическое, нравственное, умственное развитие.
Персонал группы постоянно наблюдает за самочувствием, настроением детей, воспитатели организуют деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов, поощряют любую познавательную активность вновь поступивших детей, стараются расширить круг их общения, побуждают знакомиться с другими детьми, помогают обращаться с игрушками, последовательно и доступно отвечают на все вопросы детей, это укрепляет уверенность в безопасности и облегчает адаптацию.
Воспитатели организуют игровую деятельность детей, вовлекают новеньких в групповые и индивидуальные подвижные, малоподвижные, сюжетно-ролевые, развивающие игры, что помогает справляться с переживаниями и тревогой.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребё нку предлагаются игры: «Лего», мозаика, конструктор, строительный материал и т. д., а в младших группах: нанизывать шарики на шнурок, соединять детали мелкого конструктора, играть резиновыми игрушками-пищалками, пирамидки, чашечки и т. д.
В каждой группе сформированы и функционируют развивающие уголки: творческий, настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр, спортивный, уголок уединения, ряжения.
Данная среда помогает детям переключить своё внимание на интересную деятельность, отвлечься от грустных мыслей, успокоиться.
На занятиях по ИЗО деятельности у детей есть возможность выплеснуть негативные эмоции через творчество, поучаствовать в конкурсах, получить положительный заряд.
Способствуют адаптации детей здоровьесберегающие технологии, которые персонал группы проводит ежедневно: утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения «Пульсир», гимнастика ортопедическая для стоп с использованием сенсорных дорожек и «Дорожек здоровья», пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, а также занятия ЛФК по расписанию.
Медико-педагогический персонал использует в работе с детьми музыкотерапию, что благотворно влияет на психоэмоциональное состояние. Периодически в группах звучит спокойная музыка, детские танцевальные песни, соблюдается время прослушивания и длительность, а также проводятся музыкальные занятия по расписанию.
Сопровождением адаптационного процесса детей в детском отделении занимается педагог-психолог.
В период адаптации педагог-психолог ведёт наблюдение за состоянием детей, проводит диагностику уровня адаптированности к отделению ребёнка, его эмоционального состояния.
На занятиях педагог-психолог использует в работе с детьми игры для возвращения опоры, стабилизации при психологической травме, приёмы психогимнастики, эмоционально-коммуникативного, поведенческого тренингов; здоровьесберегающие технологии: точечный массаж, дыхательную гимнастику, релаксационные упражнения, синхрогимнастику, психогимнастику, игры и упражнения для снятия мышечного напряжения; элементы арт-терапии.
Всё это создаёт позитивный настрой, снижает уровень психоэмоционального напряжения, тревоги и страхов, развивает детей.
Лучшее лекарство от стресса – смех, поэтому в отделении проводятся развлекательные мероприятия, кукольный театр, тематические утренники, где у детей есть возможность смеяться и радоваться.
Прогулки на свежем воздухе с разнообразными играми способствуют укреплению организма, переключению, улучшению эмоционального состояния детей.
Таким образом, целенаправленная работа медико-педагогического персонала с детьми в период адаптации, индивидуальный подход к каждому ребёнку, проводимые лечебные и воспитательные мероприятия способствуют благоприятному прохождению детьми адаптации в отделении, дальнейшему их полноценному развитию и лечению.