Оксана Бабич
Адаптация детей третьего года жизни в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей третьего года жизни в условиях ДОУ
Позвольте представить Вашему вниманию работу на тему: «Адаптация детей третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения».
Публикация «Адаптация детей третьего года жизни в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Актуальность работы обусловлена тем, что адаптация детей третьего года жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов, психологов, но и для родителей.
Цель исследования: изучение процесса адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Представляю Вашему вниманию методологический аппарат.
Область исследования: дошкольная педагогика
Объект исследования: адаптация ребенка раннего возраста к ДОУ.
Предмет исследования: психологические аспекты адаптации ребенка раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие адаптации.
2. Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
3. Рассмотреть общие закономерности адаптации ребенка к ДОУ,
4. Выделить индивидуальные варианты адаптации детей.
5. Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.
При написании данной выпускной квалификационной работы мы использовали следующие методы исследования:
• Теоретические – анализ, синтез, классификация, обобщение и сравнение,
• Эмпирические – беседа, анкетирование, моделирование, наблюдение, изучение результатов деятельности.
В теоретической части работы мы рассмотрели особенности адаптационного периода, фазы и степени тяжести, прохождения острой фазы адаптационного периода, описали причины длительной адаптации у детей младшего дошкольного возраста, организация процесса адаптационного периода в детском саду.
А также Факторы от которых зависят течение адаптационного периода.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин. Мы можем сделать вывод теоретической части работы, что прежде чем отдать ребенка под опеку воспитателей детского сада, необходимо провести соответствующую подготовку, так как все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию.
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее. Для этого необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха.
В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями и организованная работа воспитателей медперсонала и администрации.
С целью изучения адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста, нами была проведена опытно-практическая работа в дошкольном образовательном учреждении №1374 города Москвы ЮВАО.
Исследование проходило в группе детей младшего дошкольного возраста, состоящее из трех этапов:
1) подготовительный этап – Взаимодействия педагогического коллектива и родителей детей.
2) основной этап – Установление и закрепление с помощью родителей положительных взаимоотношений между воспитателем и ребенком. Разработка и реализация работы с детьми в период адаптации (цикл занятий);
3) заключительный этап – Подведение итогов и результатов исследования.
Для оптимизации процесса адаптации к условиям детского сада ведется работа по двум направлениям: работа с родителями и работа с детьми.
Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку.
В свою очередь сотрудники детского сада анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т. п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям
Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям детского сада также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям детского сад, проводятся консультации на темы: «Ваш ребенок идет в детский сад!», «Адаптация ребенка в детском саду»,
формируются папки передвижки с информацией для родителей, советы родителям в адаптационный период.
Основные задачи работы в период адаптации с детьми. Слайд 19 Подготовить малыша к посещению группы детского сада и обеспечить легкую адаптацию к новым условиям.
Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в адаптационный период к детскому саду.
Создать положительный эмоциональный настрой в группе,
Снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию.
Воспитывать у детей, соответствующим их возрастным возможностям, умения и культурно гигиенические навыки.
Правильно определить пути и способы сохранения и укрепления здоровья малыша (режим, питание, развитие движение и закаливание).
Заложить основы игровой, познавательной и речевой деятельности.
Обеспечить своевременное сенсорное и художественное развитие.
Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности на основе программы «от рождения до школы» под редакцией Веракса в первой младшей группе.
К концу опытного периода 3 детей (12%) испытывали эмоциональный дискомфорт в группе, что требует дополнительное время для адаптации, так как у них выявлена тяжелая степень адаптации. В большинстве 14 детей (56%) ощущают себя комфортно в группе. Так у 8 детей (32%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период в детском саду и посещение детского сада не является для них стрессом.
Таким образом, следует считать, что тема работы адаптация детей в детском саду является успешной, а условия, создаваемые в группе благополучными. При выбранном подходе к детям в период адаптации, помогали социализироваться, приобрести навыки самообслуживания необходимые для посещения детского сада и образовательную деятельность.