Кристина Алексеевна Веретенникова
Адаптация детей с ТНР в дошкольном учреждении
▼ Скачать
Адаптация детей с ТНР в дошкольном учреждении.
В современном мире к сожалению возросла численность детей с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого в России появилась необходимость в поиске путей решения проблем и форм адаптации детей с ТНР в обществе. ОВЗ у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие в успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности не только педагогов и медицинских работников, но и значительного числа других специалистов.
Публикация «Адаптация детей с ТНР в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Темочки
Известно, что группа детского сада для детей с ТНР является первым социальным объединением детей, в котором каждый занимает свое положение. Обычно детей с ТНР переводят из общеразвивающей группы в логопедическую, где у ребенка полностью меняется коллектив и ему необходимо заново адаптироваться к новому социуму. Зачастую таким детям трудно реализовать себя, почувствовать себя значимым в какой-то сфере деятельности.
И нельзя не отметить, что большинству детей с ОВЗ необходим длительный адаптационный период.
Адаптация – это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.) В этот период педагоги должны быть наиболее внимательны и тщательно продумать как: снять стресс; обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника; создать спокойную обстановку; наладить контакт с ребенком подобрать формы взаимодействия родителями.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно – развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
У детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы.
Наша задача – помочь семье, воспитывающей такого ребенка. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для более успешной адаптации детей с ОВЗ используем следующие методы:
1. Сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой.
2. Смехотерапия – метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.
3. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Мы с детьми выяснили, что замысел игрушки мастер может взять из жизни, из сказки. Игрушки могут отражать лексические темы, а могут отсутствовать в реальной жизни. Есть у нас игрушки, помогающие снять агрессию. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия. Таким образом, осуществляется связь состояния ребенка с ситуациями, которые могут встречаться ему в жизни. В группе у каждого ребенка имеется любимая игрушка, с которой он не расстается даже во время сна. Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ОВЗ с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.
4. Пескотерапия – метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ОВЗ. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.
5. Арттерапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Очень удобно использование этого метода на логопедических и логоритмических занятиях. Мы используем музыку, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе.
6. Игротерапия помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.
Совместно со всеми специалистами для каждого ребенка разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа развития.
Таким образом, для адаптации детей с ТНР существует множество различных методов и способов. Но при использовании определенных форм необходимо учитывать индивидуальные способности каждого ребенка в группе.