Татьяна Бизюкина
Проект «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве в условиях лекотеки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве через лекотеку.
Постановка проблем, описание социальной значимости проекта.
В последние годы в системе образования России получило развитие новое направление – оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникла необходимость разработки образовательных программ нового типа, отвечающих потребностям особых детей, имеющих нарушения развития.
Публикация «Проект „Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве в условиях лекотеки“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Дети с ОВЗ не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы в следствии тяжести и сложности нарушения развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. Такие дети нуждаются в особом индивидуально – ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирования предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия, преодоления психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психолого – педагогической помощи.
Согласно Федеральному Закону Российской Федерации об образовании от 29.12.2012, № 273, ст. 79, п. 6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Эти обстоятельства явились мотивом для открытия на базе нашего дошкольного учреждения группы лекотека. Данная группа направлена на подкрепление процесса обучения и социализации детей – инвалидов, а также помощь родителям в воспитании и развитии их детей.
Проект будет осуществляться в направлениях:
1. Психолого – педагогическая поддержка семьи:
- обучение родителей специальным методическим и коррекционным приемам необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях;
- обучение родителей специальным воспитательным приемам, необходимым в формировании личности ребенка;
- коррекция внутреннего психологического состояния родителей;
- повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
2. Коррекционно – развивающая помощь детям:
- активизация общения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками;
- коррекция познавательного развития;
- формирование игровой деятельности;
- развитие эмоционально – личностной сферы;
- обогащение социального опыта ребенка.
3. Работа с педагогами:
- представление информации по вопросам воспитания и развития ребенка с ОВЗ;
- обучение воспитателей образовательных учреждений пользованию средствами лекотеки и методами игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития.
Цель и задачи проекта.
Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для социализации, подготовки к учебной деятельности, развития личности и оказание помощи родителям (законным представителям) в организации воспитания и развития ребенка.
Задачи:
• психолого-педагогическое обследование и выявление детей, нуждающихся в особых коррекционно - развивающих программах;
• подбор индивидуальных средств общения и работы с ребенком;
• оказание коррекционно-развивающей помощи в личностно-социальном развитии ребенка, психопрофилактика и психокоррекция;
• подготовка к учебной деятельности ребенка, адаптация, социализация;
• формирование у детей мотивационной сферы;
• оказание помощи родителям (законным представителям) в организации воспитания и развития ребенка;
• развитие психолого-педагогической компетентности родителей. Вовлечение родителей в процессы коррекции и терапии;
• помощь в развитии и адаптации родительско - детских отношений.
Методы реализации проекта
1. Методы, обеспечивающие психопрофилактику и психокоррекцию выявленного расстройства у ребенка:
- клинико – психолого – педагогическое обследование детей;
- подбор оптимальных способов обучения и воспитания ребенка;
- проведение индивидуальных психокоррекционных игровых сеансов.
2. Методы, способствующие расширению социальных контактов :
- установление специалистами взаимодействия с ребенком;
- расширение контакта со сверстниками;
- нормализация детско – родительских отношений.
3. Методы обеспечивающие нормализацию детско – родительских отношений:
- анкетирование;
- обсуждение педагогических ситуаций;
- моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Примерный план реализации проекта «Адаптация детей с ОВЗ в социокультурном пространстве через лекотеку»
№ Содержание работы
1 Создание условий для присвоения и обогащения социального опыта ребенка.
2 Стимуляция и коррекция двигательного развития.
3 Стимуляция речевого развития.
4 Развитие функциональных возможностей рук.
5 Стимуляция и коррекция познавательного развития.
6 Формирование предметно-манипулятивной деятельности, игровых движений.
7 Стимуляция эмоционально-личностного развития.
8 Активизация и стимуляция общения ребенка с родителями, педагогами, сверстниками.
9 Изучение семьи, детско-родительских отношений.
10 Участие родителей в коррекционно-развивающих занятиях.
11 Участие родителей в игровых сеансах.
12 Индивидуальное консультирование по проблемам развития ребенка.
13 Тематические семинары.
14 Тематические тренинги.
15 Просвещение и психопрофилактика.
16 Участие родителей в досуговых мероприятиях.
17 Ознакомление педагогов с особенностями работы с детьми с ОВЗ.
18 Сотрудничество с родителями.
Бюджет проекта :
- игрушки и средства: для развития движений рук и ручных навыков, для развития тактильного восприятия, для развития зрительного восприятия, для развития слухового восприятия, для развития мышления, для развития речи и языка, для развития альтернативной коммуникации, для социально – эмоционального развития, для музыкального развития, для игры с сыпучими материалами, для игры с водой;
- материалы для изобразительного творчества;
- книги: для детей, для родителей;
- фонотека;
- видеотека;
- специальное оборудование для детей с различными нарушениями развития;
- оборудование сенсорной комнаты.
Ожидаемые результаты:
• установление взаимодействия с родителями воспитанников, установление с ними отношений сотрудничества;
• развитие общения детей в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
• снижение чистоты возникновения и остроты проявления негативизма, снижение тревожности;
• улучшение познавательных процессов;
• улучшение сенсорных и двигательных возможностей;
• соблюдение социальных форм поведения;
• проявление самостоятельности во время режимных процессов.
Оценка и отчетность
Диагностика на начало и конец года
Мониторинг
1. Проведение диагностических срезов в процессе коррекционно – развивающей работы с детьми.
2. Корректировка индивидуальных образовательных маршрутов.