Казакова Марина
Адаптация детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 38 ГО г. Нефтекамска»
МКУ г. Нефтекамск
Республики Башкортостан
отчёт
«Адаптация детей раннего возраста»
в рамках мини-педсовета
Подготовили:
Казакова М. С.
Фаттахова Л. А.
Нефтекамск,, 2022
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 38 городского округа
город Нефтекамск Республики Башкортостан
Отчет
Публикация «Адаптация детей раннего возраста» размещена в разделах
«Адаптация детей раннего возраста»
во первой младшей группе №1
Воспитатели: Казакова М. С.
Фаттахова Л. А.
Нефтекамск, 2022
Дети достигли возраста посещения детского сада. У ребенка, как и его родителей начинается новый этап в жизни. Отрыв от дома, близких, общение со сверстниками, взрослыми, чужими для него, могут стать для ребенка серьезной проблемой.
Основные цели во время адаптационного периода детей – это :
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Формирование чувства уверенности в окружающем.
3. Обучение навыкам самообслуживания и общения со сверстниками.
К открытию группы была проведена подготовка:
изучили методическую литературу по данному периоду,
подготовлены игры и игрушки для малышей.
Группа была поделена на определенные зоны – зона игр для девочек, зона игр для мальчиков, парикмахерская, зона изобразительной деятельности, библиотека, уголок ряжания, сенорики и многие другие. К периоду приема детей в каждой зоне был наведен порядок, вымыты все игрушки, конструкторы, строительный материал.
Для встречи с родителями мы подготовили:
завели все необходимые журналы,
подобрали консультации для родителей по вопросу адаптации и по проблемам, которые их могли заинтересовать в первые дни посещения детского сада.
обновили всю информацию в информационном блоке нашей группы, (родители могли ознакомиться с именами и отчествами педагогов, которые будут работать с их малышами, прочитать режим дня в детском саду, занятия и меню на день).
Встреча с родителями в группе «Ягодки» мы приурочили к общему собранию сада окончанию дета – 31.08.2022 года. На общее собрание были приглашены заедающая Тимошевская О. А., старшая воспитатель Смирнова А. А., медсестра, Зидымакова Ф. Г. и психолог, Станевич О. М. Обсудив все основные вопросы, родители прошли в группу, где могли лично осмотреть все помещения, игрушки и мебель.
Провели встречу с родителями - активно общаясь и разбирая трудности адаптации
Родителям была предложена анкета — знакомство, где мы выясняли все об их ребенке, а также все сведения, необходимые в экстренных случаях – контактные телефоны родителей, фактический адрес проживания ребенка, его ближайшие родственники, которые возможно будут приходить за ним.
В беседе с мамой и папой мы рассказывали о правилах поведения в детском саду, знакомили с режимом дня и другими особенностями нашей работы, расспрашивали о привычках, умениях и навыках их малыша, давали первые советы о правильном преподнесении малышу его будущей жизни в садике. Особое место в нашей беседе было выяснение культурно-гигиенических умений малыша, навыкам поведения за столом, а также процедуре укладывания ребенка спать
Так же в процессе нашего разговора мы выясняли, как настроены сами родители на поступление их ребенка в дошкольное учреждение, что их особенно тревожит. Естественно, старались все подробно объяснить и показать, т. о. развеять все их страхи. Ведь от настроя самой мамы или папы тоже многое зависит!
Познакомились сами и помощника воспитателя Лутфуллину Римму.
Каждому родителю мы предлагали выбрать неделю прихода ребенка в группу, ведь начинали мы по 5 детей в течение 2 часов.
Проводя экскурсию по группе, мы обращали внимание родителей на игры и игрушки, подготовленные для их детей, показывали столы и стульчики, где будут сидеть малыши, обращая их внимание, что они разной высоты, что будет удобно для детей разного роста.
В туалетной комнате мы показывали им полотенца, отмечая, что у каждого ребенка оно тоже индивидуально и меняется раз в неделю по графику.
В спальне родители могли посмотреть на кроватки, на которых будут спать их дети, и обратили внимание на график проветривания помещения.
В приемной показали индивидуальные шкафчики, в которых будут оставаться вещи детей. В них должен быть определенный порядок. Рассказывали и просили записать, что необходимо принести в детский сад для ребенка – запасные и сменные вещи, обувь – сандалики на липучках (для удобства обувания, салфетки и т. д.
В конце проверили игру, где каждый родитель поочереди мог высказаться о своем ребенке, рассказать особенности ребенка.
Так же выбрали родительский комитет для удобства работы группы.
В итоге нашей беседы и экскурсии по группе у наших родителей не оставалось сомнений, что мы с большим нетерпением ждем первой встречи с их малышом и полностью к ней готовы!
В первой младшей группе «Ягодки» набор детей начался с 05.09.2022 года. По 5 детей в неделе – для более благоприятной адаптации.
Первое знакомство с малышом… насколько оно волнительно и для него и для нас, воспитателей! Сколько новых открытий, новых игр, новых чувств нам предстоит пережить вместе! Но сейчас главное для нас было очаровать малыша, заинтересовать его в самую первую минуту, показать, что его тут очень ждут и любят!
Встречая его мы, конечно же, улыбались, осторожно и ласково знакомились с ним, говорили свое имя, узнавали, как зовут его. Вместе с ребенком мы осматривали групповую комнату, показывали игрушки и предлагали ему поиграть в то, что ему сейчас хочется. Мы старались быть рядом с малышом и показать ему, что мы готовы стать ему другом и товарищем по игре.
Общаясь с малышом, мы всегда опускались на уровень его роста, чтобы он мог рассмотреть наше лицо, глаза, улыбку, услышать, что мы обращаемся именно к нему со своими словами. Ведь он также, как и мы в эти минуты составлял о нас свое собственное мнение, принимая для себя очень важное в это момент решение – а стоит ли им доверять, не обидят ли они меня, хорошо ли мне будет здесь…
Затем мы предлагали малышу принимать участие в основных режимных моментах сада – утренняя гимнастика, утренний круг, беседы, завтрак, занятия, совместные игры.
Первая неделя для ребенка была достаточно короткий – 1,5 – 2 часа. Это было сделано для того, чтобы не перегрузить малыша эмоционально и психологически. Главное в эти дни было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели, и понравившиеся игрушки.
В последующие недели приходя в детский сад мы предлагали родителям ребенка приходить позже – время пребывания в саду ребенка увеличивалось до обеда, смотрели на его самочувствие, на поведение. Если ребенок вел себя активно, играл и кушал – оставляли на дневной сон. К процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались заранее узнать у родителей секреты укладывания дома (погладить по спинке, сделать легкий массах, затемнить комнату, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама.
Если все проходило хорошо, день пребывания в саду у ребенка увеличивала до ужина.
На каждого ребенка заведена карта наблюдения в период адаптации. Параметрами наблюдения стали следующие параметры:
Показатели физического здоровья: - Аппетит;
- Сон;
- Стул;
- Мочеиспускание
Показатели психического здоровья: Эмоциональное состояние;
- Социальные контакты;
- Познавательная и игровая деятельность;
- Реакция на изменение привычной ситуации
В результате изучения течения адаптации детей были выявлены следующие данные:
Количество детей Степени адаптации
Легкая (до 15 дней) Средняя (15-25 дней) Тяжелая (более 25 дней)
28 16 детей 57% 12 детей 43% 0 ребенка
Один ребенок детский сад планирует посетить только с 16 января 2023года, по причине реабилитации.
16 детей адаптировались в легкой форме, т. е. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. В первые дни во время приема пищи и отхода ко сну дети немного капризничали, ели вяло с неохотой; были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. Но, в конце недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Речь у некоторых детей заторможена, но они откликаются и выполняют наши указания: могут самостоятельно кушать, мыть руки и вытирать руки полотенцем, могут полотенце повесить на вешалку где его картинка, знают свой шкафчик с одеждой могут показать свою кроватку.
У 12 детей острая фаза адаптационного процесса прошла в степени средней тяжести: они переболели по 1- 2 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность, привыкание проходило от 1 - 2 месяца. В это время настроение детей было неустойчиво : они часто плакали, просились домой, звали маму. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не могли отпустить маму, плакали после ее ухода. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у некоторых ребят была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Но, по истечении 1 месяца поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.
У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у некоторых детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры. Дети запомнили имена воспитателей и няни. Моги обратиться за помощью или просьбой.
Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход. Был налажен тесный контакт с родителями. Проведена беседа и даны рекомендации по облегчению процесса адаптации к детскому саду, подготовлена консультация в раздевалке по теме «Адаптация ребенка к детскому саду» (психологическое просвещение родителей).
За период адаптации были проведены 2 мероприятия в группе – День рождения, где дети могли впервые увидеть хоровод и поздравления. Больше всех им понравилось танцевать и хлопать в ладоши и получать подарок.
Формы работы с родителями перед поступлением в детский сад:
Вручение памяток-рекомендаций по адаптации ребенка к ДОУ при получении направления в детский сад;
Встречи с родителями до поступления ребенка в детский сад;
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ».
Формы работы с родителями во время адаптации :
Совместная общая группа Ват Цап
Родительское собрание;
Индивидуальные беседы;
Информация в уголке для родителей;
Формы работы с детьми:
Беседы с детьми и игры;
По желанию ребенка – любимая игрушка в тихий час;
Адаптационные игры с детьми в 1 половину дня;
Постепенный прием детей.
Исходя из изложенного, мы можем сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе прошел относительно благополучно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.
Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по- настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!