Надежда Михайлова
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду. Профилактика дезадаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Детский сад - это новый период в жизни ребенка. Так впервые малыш осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду, Профилактика дезадаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дезадаптация дошкольников
- Младшая группа
- Темочки
Далеко не все дети переносят эту перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, устойчивость к инфекциям, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.
Привыкание малыша к новым для него условиям в период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Эмоциональное состояние малыша в период адаптации зависит от многих факторов: насколько педагоги смогут влюбить в себя ребенка, родители поверят и "примут" воспитывающих взрослых в детском саду, сами будут готовы отдать ребенка, подготовят его психологически и физиологически.
Если по прошествии полугода ребёнок не смог привыкнуть к воспитателям и другим детям, к изменившимся условиям жизни, к расставаниям с мамой, то в этом случае можно говорить о том, что адаптация к детскому саду затягивается или вовсе терпит крах. И называется такое явление дезадаптацией.
Цель и задачи профилактики дезадаптации детей в ДОУ
• Обеспечение безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ;
• Установить доверительные отношения сотрудников детского сада с родителями;
• Создать условия для повышения педагогической компетентности родителей;
• Снизить эмоциональную напряженность и тревожность родителей по поводу пребывания ребенка в группе;
• Помочь родителям самим подготовиться к детскому саду и помочь в этом собственному ребенку;
• Выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения – это неотъемлемая часть начала периода социализации детей. Главной частью которого, является, прежде всего, гармоничное, комфортное вхождение в новую среду.
Основополагающим критерием тут выступает понимание того, что психоэмоциональное состояние вновь прибывших детей и их родителей, будет занимать главное место в процессе привыкания к новым условиям.
Для этого мы должны сделать так, чтобы первые впечатления о детском саде были только положительными, ведь от этого будет зависеть настрой на дальнейшее сотрудничество.
В нашем детском саду адаптация начинается с двух часового пребывания ребенка в группе, потом несколько дней до обеда, а после этого можно оставаться и на сон. Таким образом, привыкание происходит постепенно, и это, я считаю, является главным условием для плавного прохождения периода адаптации.
К сожалению, эта схема начального адаптационного периода не всегда верно трактуется родителями, и из их поведения можно выделить следующие типичные ошибки:
• Первые готовы с первых дней оставить свое чадо на весь день сразу, уповая на то, что ребенку в садике лучше. Здесь же и поиграют и покормят, забывая о том, что ребенку претит непривычно большое количество сверстников и незнакомых взрослых;
• А вторые оказываются сами же не готовыми к расставанию со своим любимым ребенком и могут водить его в сад в щадящем режиме весь год;
А ведь и в том и другом случае период привыкания может затянуться и по времени и по степени своей тяжести!
В адаптации традиционно выделяют три вида:
1. Легкая: когда ребенок уже через 2 недели адекватно чувствует себя в коллективе
2. Средняя: привыкание к новым условиям происходит в течении месяца, причем в этот период может наступить заболевание, примерно на неделю, видно, что ребенок все еще психически напряжен
3. Тяжелая: длится от двух до шести месяцев, ребенок часто болеет, вследствие чего теряет уже имеющиеся навыки.
Для того чтобы не происходило дезадаптации у детей, нужно четко сформировать направления работы в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Работа с детьми в период адаптации :
• Особое внимание уделить поддержанию и повышению иммунитета;
• Правильной организации предметно-развивающей среды;
• Создать благоприятный климат в группе, например, использовать тактильный контакт, называть детей привычными для них ласковыми именами.
• Организовать детскую деятельность : проведение всех режимных моментов в спокойном темпе, приучать детей участвовать в них активно.
Работа с родителями:
• Создание доверительных отношений с родителями
• Требования к ребенку должны быть едины и дома и в саду
• Анкетирование родителей
• Индивидуальные беседы и консультации
• Оформление памяток и буклетов
• Совместные досуги
Таким образом, самым важным в период адаптации оказывается человеческий фактор. Именно поэтому и воспитателям и родителям нужно запастись душевной теплотой, терпением и, конечно, любовью. Ведь от поддержки близких взрослых зависит, обретет ли ребенок свой первый полноценный опыт жизни в коллективе или же будет сторониться людей.
Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях :
• Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
• Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду.