Ирина Ушакова
Адаптация детей первой младшей группы посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей
Тема: Адаптация детей первой младшей группы через игровую деятельность.
г. Дзнржинск
Детский сад №117
Воспитатель 1- ой младшей группы
Ушакова Ирина Игоревна
Очень сложный и важный период в младшем возрасте – это адаптация детей. В этот период всем тяжело и родителям и детям и воспитателям.
Публикация «Адаптация детей первой младшей группы посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Родители испытывают волнения, задают вопросы. Как примут малыша в новой группе? Какие отношения сложатся с воспитателем? Будет ли ребенок часто болеть? Но больше всего волнения связано с тем, насколько быстро ребенок привыкнет, адаптируется к новой обстановке. Эти волнения имеют перед собой реальные основания. В этот период у малыша происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Появляется четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, отрыв от любимых родителей, постоянный контакт со сверстниками, все это создает для ребенка стрессовую ситуацию.
В возрасте 2-3 лет у ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья, эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие.
В результате стресса появляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, в физических процессах. Поэтому не каждого ребенка легко вызвать к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. У него появляется агрессия, повышается ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, замкнутость.
Рассматривая то или иное поведение детей, выяснила их причины. У одних это – наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании, у других – неумение занять себя игрушкой, у третьих - несформированность необходимых культурно - гигиенических навыков, так же возможно отсутствие общения со взрослыми и детьми. Поэтому воспитателю надо быть очень чутким, обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребенка. Все задачи адаптационного периода реализуются через различные виды игр. Игра и игровые методы не только не снижают уровень адаптации младших дошкольников к условиям детского сада, но напротив, повышают его, способствуют при этом развитию речи, двигательной активности, игровой деятельности детей.
Для того чтобы процесс привыкания не затянулся необходимо в первую очередь создать эмоционально – благоприятную атмосферу в группе. И в этом мне помогли игры, как индивидуальные, так и совместные со всей группой детей.
Одна из игр побуждающих к контакту со сверстниками и взрослыми «Давай познакомимся». Эту игру проводим в кругу с мячом.
Занимательно проходила игра направленная на освоение окружающей обстановке в группе : «Найди игрушку». Предлагала детям найти игрушку в группе, спальне, раздевалке. В процессе игровой деятельности побуждала детей к общению.
Интересна детям игра упражнение «Шли, шли, что то нашли». Разные «находки» помогают переключать детей на различную деятельность. Например: «Шли, шли, шли- петушка нашли. Как кричит петушок? Походим как петушок. А теперь поклюем зернышки как петушок».
Использовали игры с водой и песком. Эти игры помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук, а также являются расслабляющимися. Использовали такие игры: «Какая игрушка спряталась?», «Утка с утятами», «Моем овощи и фрукты», «Поймай рыбку». Все они помогали на долгое время занять ребенка, отвлечь его от болезненных и часто длительных переживаний, незаметно снять психоэмоциональное напряжение, познать радость от совместной деятельности.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, потешки, стишки. Детям очень полюбились хороводные игры: «Ходит Ваня», «Веселый бубен», «Зайка», «Водят пчелы хоровод». Пальчиковые игры: «Кто в кулачке?», «Дружные пальчика», «Здравствуй пальчик», они создают положительный климат в группе.
Познакомила детей с игрой «Комочек ёжик», ведь самомассаж оказывает на организм благоприятное влияние и стимулирует речевую активность. Действие с шариком сопровождали стихами:
Дай ладошеку, моя крошека,
Я поглажу тебя по ладошечке
Ходит- бродит вдоль дорожек
Весь в комочках серый ёжик.
Ищет ягодки- грибочки
Для сыночка и для дочки.
Предлагала упражнение игру «Дышим животиком». Обычно это упражнение делали лежа на ковре. Предлагала положить ладонь на живот и вдохнуть, а затем положить мягкую игрушку на живот, сделать вдох и посмотреть, как она поднимается и опускается, когда мы делаем выдох.
Бегемотики лежали
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох)
То животик опускается (выдох)
Сели бегемотики
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох)
То животик опускается (выдох).
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками. С этой целью предлагала упражнения с пирамидками, играми – вкладышами, подбором мячей (больших и маленьких, предлагала нанизывание шариков на шнур- сделали бусы, где наряду с познавательными способностями, расширяли сенсорные представления. Для снятия напряжения и тревоги мы проводили игры с бумагой- скатывали шарики, давали детям мять и рвать бумагу.
Время от времени надо обязательно доставлять ребенку удовольствие – делать, что то приятное: проводили массаж и рисовали сухой кисточкой или хвостиком мягкой игрушки – узоры на личике. При этом движения сопровождали чтением потешки «Как у нашего кота». Здесь видим тактильное восприятие и мышечную релаксацию. Поверхностное поглаживание успокаивает ребенка.
Лучшее лекарство – это смех. Использовали игрушки – забавы: «Мыльные пузыри», «Воздушные шарики», «Солнечные зайчики», слушание музыки, знакомых детям песенок, играли на музыкальных инструментах. К нам приходили «гости» : Зайка, Колобок, Лунтик, Смешарики, Котенок….
И так присматривалась к каждому ребенку, находили индивидуальный контакт.
Изначально работу по адаптации проводили в тесном взаимодействии с родителями: провели консультации на тему «Ребенок поступает в детский сад», были проведены индивидуальные беседы с родителями. Проведена наглядная агитация «Адаптация ребенка в дошкольном учреждении».
Важно, что играя наравне с детьми, мы поддерживаем интерес к игре, эмоционально заряжаем детей весельем, учим культуре проявления эмоций. В том, что адаптация прошла успешно мы видели, наблюдали, как дети все охотнее взаимодействуют друг с другом, с воспитателем. Задают воспитателю вопросы познавательного плана, хорошо занимаются, играют, смеются, хорошо спят и кушают.