Наталья Алексеевна Чернышова
Адаптация детей к условиям ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Не успеют в детском саду пройти выпускные утренники, как кабинет заведующей начинают осаждать молодые мамочки с вопросами открытия новой группы.
В группе всё моется, чистится, красится, расставляются уголки, готовится дидактический материал.
Начинается приём! Очередь часто нарушается. Дети поступают иногда парами, иногда каждый день - новенький. К новогоднему празднику группа уже сформирована (более 20 детей).
Публикация «Адаптация детей к условиям ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Прошло 4 месяца. Неужели адаптация закончилась? Дети спокойно идут в группу, самостоятельно едят. Мы уже не качаем их в четыре руки в разных частях спальни. Они с удовольствием садятся на занятия.
Как же нам удалось за сравнительно короткий срок приучить детей?
Во — первых, создали условия для игр и развлечений. Расположили в разных, удобных для детей местах, качели, горку, скамейки, оклеили большие коробки обоями и использовали их как стройматериал, который привлекал особенно мальчиков. Больше всего им нравилось строить поезд, машину и катать кукол, зверюшек.
Мы сшили куклам одежду, не забыли и про девочек: изготовили для них юбки, косынки, фартуки.
Привлекает детей «кухня». Сначала дети брали посуду из шкафа, ставили на стол, «ели», «мыли». Потом игра усложнилась.
Дети с удовольствием разбирают и собирают пирамидки, матрёшек, играют с кубиками, лего.
Некоторые охотно рассматривают книги. Они садятся на диван и просят воспитателя: «Читай!». И мы читали книги, которые были в группе и которые дети несли из дома. Одного мальчика даже спать укладывали с книгой — вот какой оказался книголюб!
Как укладывали спать?
Работая в старших группах, воспитатели делают много разных вещей для оформления уголков. Переходя в младшие группы, выбрасывать всё это жалко и поэтому стараешься кое — что припрятать до лучших времён, а что — то использовать в другом качестве. Так, у меня была настенная кукла в уголке «Ателье». Я приклеила её в спальне, назвала Алёнушкой и от её имени рассказывала детям перед сном сказки, пела песенки.
Детей в группе много, они ещё маленькие, но хочется их приучить к дисциплине, к элементарному порядку. С помощью одних голых запретов этого сделать нельзя. Приходится постоянно искать, придумывать что - то новенькое. В режиме дня есть моменты, когда детям надо подождать остальных. Игрушки брать некогда, а пустое ожидание приводит к ссорам, дракам. Я познакомила детей с новой песенкой:
"В нашей группе, в нашей группе
Много маленьких ребят,
Много маленьких ребят.
Все на стульчиках сидят.
А у нас есть. (называю имя ребёнка и глажу его по голове,
а ещё есть. ( глажу следующего ребёнка и называю его имя,
а ещё есть. (и так пою про каждого ребёнка)».
Дети были в восторге от этой простенькой песенки, распевали её повсюду! Сначала я пела её сама и производила действия. Потом это делали самые активные, умеющие привлечь внимание других, а потом и все остальные, даже почти не умеющие говорить.
Маленькие дети, особенно в первые дни пребывания в детском саду, ближе к обеду устают, начинают капризничать. Чтобы развлечь их, используем различные пальчиковые игры: «Большие ноги», «Там котик усатый…», «Скачет зайка» и т. п.
Очень нравится малышам (да и детям старших групп) игра «Тише, мыши». Я придумала такой вариант. Дети сидят на стульчиках, а я шёпотом читаю, показывая на каждого по очереди ребёнка:
«Тише, мыши; тише, мыши. Кот сидит на нашей крыше!
Тише, мышка, берегись и коту не попадись!
Кот пошёл за молоком, а котята кувырком.
Кот пришёл без молока, а котята … «ХА-ХА-ХА» (громко кричат дети).
Как отучали от бутылки, соски?
В первые дни и в группе, и в спальне разрешали находиться с бутылкой (соской). Когда ребёнок немного привыкал, прятали соску, говорили, что мама забыла или собачка унесла. Советовали и родителям поступать также.
Не все девочки любили расчёсываться. После тихого часа предлагали им сходить в ««парикмахерскую». Девочки сидели в очереди, взрослые делали им причёски, а остальные дети читали: «Расти, коса, до пояса…».
Не все дети были приучены к горшку. В туалете с детьми и стихи читали, и песни пели, и сценки разыгрывали. Постепенно справились и с этой проблемой.
Так, создав условия для игр, занятий, используя индивидуальные особенности детей, помощь и поддержку родителей, слаженность в работе персонала группы мы справились с этим трудным делом - адаптацией. Дети быстро привыкли к детскому саду и, несмотря на трудности с отоплением, болели мало.