Анастасия Яровикова
Адаптация детей к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном,
психологическом.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение путём взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
Публикация «Адаптация детей к дошкольному учреждению» размещена в разделах
Помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;
Использовать новые организационные способы привлечения родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом;
Обучить воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведение групповых занятий в адаптационный период;
Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с коллективом, с оснащением и оборудованием детского сада.
Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт - эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации :
Легкая адаптация : к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
Адаптация средней тяжести : поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
Тяжелая адаптация : характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
Сверхтяжелая адаптация : около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :
1. Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психологическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц)
2. Подострая фаза или собственно адтация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
3. Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Для родителей:
папка-передвижка "Готовим малыша в детский сад. (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям" с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.);
информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;
Для воспитанников:
Проведение совместных прогулок.
Открытые детские праздники.
Создание предметно – развивающей среды.
Уделяется внимание раздевалке.
-Мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их;
В групповом помещении также переоборудуются все зоны. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей.
Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.
Главное же направление адаптации детей к дошкольному учреждению – работа с ними.
Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.