Юлия Варанкина
Адаптация детей к детскому саду. Об ответственности специалистов и родителей
▼ Скачать +Заказ
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №138 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Выступление
на семинаре для педагогов детских садов ОАО «РЖД»
«Адаптация детей к детскому саду :
Ответственность специалистов и родителей»
Составила: Варанкина Ю. Б.
педагог-психолог
Пермь, 2013 год
Публикация «Адаптация детей к детскому саду, Об ответственности специалистов и родителей» размещена в разделах
Адаптация детей к детскому саду : ответственность специалистов и родителей.
Адаптация (процесс приспособления к меняющимся условиям) ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, перемена привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка [2, 42].
Несмотря на доступность информации посредством сети Интернет, периодической печати, в современных условиях требуется адресная помощь, возможность получить консультацию от специалиста «здесь и сейчас». Такие возможности реализуются в ДОУ.
Основа психолого-педагогического процесса в адаптационный период – создание условий для положительного эффекта привыкания детей к новым социальным условиям. Это требует от специалистов ДОУ профессионализма, опыта и умения партнерского взаимодействия в триаде «ребенок – родитель – педагог» [1, 4].
В вопросах адаптации детей принято всю ответственность возлагать на специалистов ДОУ. Лишь малую долю оставляют родителям. В действительности, осознание родителями собственной ответственности, особенно матерей, за длительность и результат адаптации своих детей, очень влияет на процесс привыкания ребенка.
Пока мама упорствует в своей уверенности, что некоторые проблемы являются результатом вне их влияния – действий других людей, слабых нервов, социальных несправедливостей – адаптация ребенка протекает сложно. Мы, психологи, педагоги, можем сострадать, предлагать более приемлемые методы, но если мы ожидаем конструктивных перемен, мы обязаны поддержать родителей в принятии ответственности – другими словами, в постижении того, как они сами способствуют страданию собственного ребенка.
Пока мама не имеет полной уверенности в том, что ее ребенок готов к новым социальным условиям, адаптация протекает тяжело.
Например, мама обвиняет педагогов в том, что ребенок не хочет оставаться на дневной сон, так как нужно было в первый день его оставить отдыхать. В данном случае мамой не учитывается степень сформированности саморегуляции собственного ребенка. С двух до трех лет у ребенка только начинает формироваться способность к контролю над собственным поведением. Поэтому очень важно, чтобы данный процесс протекал постепенно.
Уровень готовности принять ответственность за адаптацию очень различается у родителей. Некоторые охотно приходят к пониманию своей роли в адаптации собственного ребенка. Другие – перекладывают возникшие трудности на других, в частности, на сотрудников ДОУ.
Отдельный момент - утаивание родителями информации : ребенок не умеет сам ходить и проситься на горшок, не отучен от памперсов; все еще сосет грудь и самостоятельно не ест ложкой; ребенок успокаивает себя, только через прикосновение к материнской груди – все это затрудняет процесс адаптации, так как ребенок не готов к новым условиям.
Приходит время, когда нужно обратить внимание на роль самого родителя в процессе адаптации.
В случаях, когда мама полностью обвиняет в сложной адаптации только педагогов, когда не хочет принять ответственность и помочь своему ребенку, можно воспользоваться высказыванием: «Если я (педагог, психолог) подберу (найду) ключ к Вашему ребенку, тогда Вы будете ему не нужны». Смысл данного сообщения помогает посмотреть на создавшуюся ситуацию с другой стороны, со стороны родительской ответственности.
Признание ответственности родителей за адаптацию собственного ребенка является важнейшим шагом в приспособлении к изменившимся социальным условиям. Признание того, что они не подготовили ребенка к новым условиям, может привести родителей к немалому огорчению. Специалисты и педагоги должны предвидеть это и постараться смягчить его. Основная задача в подобных случаях состоит в том, чтобы осознать имеющиеся проблемы и дать альтернативные рекомендации по их исправлению.
Литература.
1. Найбауэр А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. – М. : ТЦ Сфера, 2013. (Библиотека Воспитателя) (2).
2. Справочник педагога-психолога №1/2011г.