Татьяна Чучалова
Презентация «Адаптация детей к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте с вами поговорим об адаптации, что это такое?
Адаптация-приспособление, привыкание к какой-либо среде.
Каждому ребенку рано или поздно придется социализироваться т. е становиться способным жить среди других людей. В детском саду маленький человечек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться. Этот пригодится и позднее, в школе. При поступлении в дошкольное учреждение меняются привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания). Это от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем же проявляется стресс?
Публикация «Презентация „Адаптация детей к детскому саду“» размещена в разделах
• нарушенный сон – ребёнок просыпается со слёзками и отказывается засыпать;
• сниженный аппетит (или его полное отсутствие) – ребёнок не желает пробовать незнакомые блюда;
• регрессия психологических умений – ребёнок, прежде говорящий, умеющий одеваться, использовать столовые приборы, ходить в горшок, «теряет» подобные навыки;
• снижение познавательного интереса – малыши не интересуются новыми игровыми принадлежностями и ровесниками;
• агрессия или апатия – деятельные дети внезапно снижают активность, а прежде спокойные малыши выказывают агрессивность;
• понижение иммунитета – в период адаптации маленького ребёнка к детскому саду снижается устойчивость к инфекционным заболеваниям.
К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временные, и забирают малыша из сада, так и не дав возможности полностью адаптироваться, обвиняя в не квалифицированности воспитателей и ругая сам детский сад.
Выделяют 3 степени адаптации :
Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
• он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
• при обращении глядит в глаза педагогам;
• способен озвучить просьбу о помощи;
• первым идёт на контакт с ровесниками;
• способен занять себя на короткий промежуток времени;
• с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
• адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
• рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
•
Привыкание средней тяжести
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.
При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
• с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
• при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
• общается со сверстниками и воспитателем;
• придерживается озвученных правил и распорядка;
• адекватно реагирует на замечания;
• редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Продолжительность привыкания может составлять от 2 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения.
Основные особенности ребёнка с тяжёлой степенью адаптации :
• нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
• слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
• отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
• нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
• агрессивность либо замкнутость;
• неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
От чего же зависят характер и длительность адаптационного периода?
• От возраста ребенка и зрелости.
• От состояния здоровья и уровня развития. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
• От индивидуальных способностей. Даже дети одного возраста ведут себя в первые дни по- разному. Одни плачут, отказываются от еды, сна, но проходит несколько дней и поведение ребенка меняется: восстанавливается аппетит, сон, ребенок проявляет интерес к игре товарищей. Другие наоборот в первые дни спокойны, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, проявляют протест к играм и товарищам. Такие поведения могут продолжатся несколько недель и это считается нормой.
И поэтому время и период адаптации строго индивидуален.