Зрелякова Елена
Консультация «Адаптация детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей дошкольного возраста.
Составила старший Зрелякова Е. В.
Публикация «Консультация „Адаптация детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Адаптация (приспособление) — процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде, птицы — к воздуху. Человек — к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д., т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации (Д. Б. Эльконин).
При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников — за 10-15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8-9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.
При адаптации средней тяжести все нарушения в по-ведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически запущенных.
Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений- Число таких детей относительно невелико (8-9%, и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои
признаки.
Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.
Легкое привыкание ребенка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.
Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребенка не стабилизировалось после 6-ти месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребенка.
Рекомендации, направленные на смягчение
адаптационного периода.
1 Раздевальную комнату следует оформить так, чтобы поддерживать у ребенка положительный эмоциональный тонус.
2 В групповой комнате необходимо разместить крупные игрушки (куклы, мишки, машины) : игрушки отвлекают ребенка при расставании с родителями.
3 Процесс привыкания детей к условиям общественного воспитания зависит прежде всего от условий организации предметно-развивающей среды. Они должны соответствовать возрастным особенностям детей, обеспечивать их физическое, психическое, нравственное, умственное развитие.
4 Мебель надо выбирать комбинированную, т. е. приспособленную к обслуживанию детей взрослыми и росту детей. Ее можно расставить так, чтобы была возможность организовать игры небольшими группами. Оборудование не должно занимать много места и мешать свободному передвижению детей.
5 Воздушный режим имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности организма, влияет на активность детей, их самочувствие.
6 Одежда должна быть удобной для ребенка, не стеснять его движений, позволять детям самостоятельно раздеваться и одеваться, соответствовать времени года и климатическим условиям.
7 Воспитателям следует проводить мероприятия, направленные на смягчение адаптационного периода у детей. (Гибкий режим, игры, экран «прогноза» настроения, оформить фото альбом «Моя семья»)
8 В раздевалке, в родительском уголке, надо поместить советы родителям по организации режимных процессов, игр и занятий с детьми в условиях семьи.
9 Участок, где играют дети, должен быть красочным, чтобы они могли посидеть на скамейке, поиграть за столом, побегать на веранде и т. д.
10 Брать на прогулку выносной игровой материал: гигиеничный, яркий, удобный, (он способствует развитию у детей умений действовать с природным материалом -водой, песком, снегом, льдинками, помогает им ознакомиться с окружающим.
11 Воспитателю необходимо обратить внимание и на свой внешний вид. Если он аккуратно одет, это всегда производит хорошее впечатление и располагает ребенка, вызывает у него желание общаться.
12 Заранее или при первых посещениях ДОУ родителями, воспитателям желательно узнать индивидуальные особенности детей, их привычки, стрем-ления, наклонности.
13 Важно установить преемственность в работе воспитателей данной группы. Для этого по окончании дежурства воспитатель должен передать коллеге сведения о состоянии здоровья и поведении детей каждой адаптационной группы, о назначениях врача и рекомендациях педагога, о проделанной работе, о наблюдаемых за смену изменениях в поведении каждого вновь поступившего ребенка, проанализировать причины изменения
14 В группе раннего возраста и ясельной Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в группу детского сада.
15 .Объяснить маме её основную задачу пребывания в группе ДОУ: Она должна помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Таких совместных «диадных» посещений сада может быть несколько, их количество определяется поведением самого ребенка. Мама помогает ребенку быстрее освоиться, поддерживает его интерес к окружающему: «Как мне здесь нравится!», «Какие забавные игрушки сидят за столом!» и т. д. Каждый визит в детский сад на первой неделе длится не более 1-2 часов.
16 Воспитатель внимательно следит за самочувствием ребенка, отмечают характер его сна, аппетит. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь –сон. Поэтому маленького ребенка на первых порах в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.
Игры, проводимые на группе в адаптационный период.
«Давайте познакомимся!»
Дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.
«Улитка»
Воспитатель показывает картинки с изображением улитки и лягушки, объясняет им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности.
Затем воспитатель встаёт во главе строя детей, а дети пристраиваются за ним
«паровозиком» - каждый последующий обнимает за талию предыдущего. Взрослый
говорит, что теперь они вместе - большая улитка.
По команде воспитателя «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает, не
двигается, не шевелится.
По команде «Лягушка ускакала» дети, не расцепляя рук, прохаживаются по
комнате и хором говорят:
«Вновь гулять улитка хочет,
Радуется и хохочет».
Игра продолжается до тех пор, пока не перестанет доставлять детям
удовольствие.
«Утреннее приветствие»
Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе).
Психолог говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись».
Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки.
Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, должает: «И<Таня>здесь. И<Саша>здесь. И <Лю- ба> здесь.».
Дети вслед за ним повторяют: «И <Таня> здесь.».
Затем психолог говорит: «Все здесь!»
Участники встают на носочки, не разъединяя рук, и поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!» После этого медленно опуская руки, садятся на корточки.
«Добрый медвежонок»
Психолог просит детей погладить впередистоящих участников по голове, по плечам, по спине, порукам. Затем детям предлагается положить руки на та-лию (на плечи) впередистоящих и представить, что все они прекратились в одного маленького доброго медвежонка.
«Медвежонка» просят подышать, походить по комнате, присесть, встать и т. п.
«КЛУБОЧЕК»
Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры ( например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д., тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
Замечание: если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
«Это я, узнай меня»
Дети сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры.
Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят : «Это я, узнай меня». Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся. В роли водящего должен побывать каждый ребенок.
«Дружба начинается с улыбки.»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«ПОВАРЯТА»
Все встают в круг — это «кастрюля». Сейчас будут готовить «суп» («компот», «винегрет», «салат»). Каждый придумывает, чем он будет: «мясом», «картошкой», «морковкой», «луком» «капустой», «петрушкой», т. д. Ведущий выкрикивает по очереди' что он хочет положить в «кастрюлю». Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руку предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо — просто объедение.
«НАЙДИ ДРУГА»
Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук: ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, меняются ролями.
«Только вместе»
Дети встают парами и вместе держат мяч (каждый ребенок старается держать двумя руками) По команде воспитателя дети должны одновременно присесть, стараясь не выпустить мяч из рук, пройти по группе, попрыгать.
Их главная задача- научиться действовать согласованно, не выронить мяч.
Литература:
1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - С. 49 - 53.
2. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. - М. : Медицина 2007. - С. 304.
3. Алямовская В. Г. Ясли - это серьезно. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009 .- С. 250.
4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. / Под ред. Дороновой Т. Н., Соловьевой Е. В. и др. - М. : Линка-Пресс, 2001.
5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - М., 2007.- С. 310.
6. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 8.
7. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3-4. - С. 46 - 51