Марина Гребнева
Консультация «Абстрактное мышление, основные формы»
▼ Скачать + Заказать документы
В своей статье я хочу познакомить воспитателей и родителей с основными формами абстрактного мышления. Окружающий мир познается человеком в двух основных формах : в форме абстрактного мышления и чувственного познания.
Все предметы, окружающие нас, воздействуют на наши органы чувств и вызывают восприятия, ощущения и представления. Чтобы разобраться в данных понятиях, обратимся к теории.
Темочки:
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Например, мы ощущаем запах духов, при этом включается только обонятельный анализатор, выйдя зимой на улицу, мы можем определить температуру воздуха и т. д.
Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Например, перед нами лимон. С помощью зрительного анализатора мы воспринимаем такие свойства, как цвет, форма; с помощью вкусового анализатора определяем его вкус, с помощью обонятельного анализатора можем обнаружить определенный фруктовый запах. В результате создается целостное отражение предмета.
Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме. Например, лимона перед нами нет, но мы можем его представить, описать свойства, опираясь на жизненный опыт.
Итак, с помощью чувственного отражения, мы познаем отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них, мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются умозаключения, понятия и суждения. Немного теории.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами (дом, дерево)
Признаки предмета могут быть существенными и несущественными. Надо отметить, что в понятиях отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких. каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.
Признаки бывают отличительные и неотличительные. Есть признаки, присущие только одному предмету, они позволяют отличить его от других сходных с ним предметов.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, классификация и обобщение. Понятие формируется на основе существенных свойств, признаков, отношений, присущих ряду однородных предметов. Для того, чтобы выделить существенные признаки, надо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных признаков, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение и сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков надо произвести анализ, т. е. мысленно разделить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию - синтез (т. е. мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.
Из всего вышесказанного становится понятно, что для формирования понятийного аппарата ребенка, ему потребуется овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, усвоить типы и виды отношений между понятиями.