Юлия Сазанакова
Опыт работы по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективно использую различные формы и методы обучения; новые образовательные технологии :
- репродуктивные методы : метод словесной, наглядной передачи и зрительного восприятия ( Например: в рамках образовательной деятельности по хакасскому языку «Хлебосольный огород» представлены макеты овощей: тыква, лук, помидор, огурец, перец; викторина (найди лишнее) в электронном формате «Во саду ли в огороде?», «Урожайная грядка»; выставочное пано «Урожайная грядка», практический метод (наблюдения за объектами живой и неживой природы (рассматривание семечка моркови, огурца, пера лука, так и продуктивные методы (проблемные (как самостоятельно вырастить лук, исследовательские (проращивание, высаживание в землю и последующий уход за луковицей, творческие (аппликация из экологического материала – сухой шелухи лука «Золотые кружева»).
Публикация «Опыт работы по повышению качества образования, совершенствованию методов обучения и воспитания» размещена в разделах
- эвристические беседы («Длина свекольного корня», «Особенности построения теплицы», совместная опытно-экспериментальная деятельность (по проращиванию овощей; по изучению круговорота воды в природе, по изучению свойств золы, развивающие игры (на соответствие буквы и цифры; «Кто быстрее назовет», «Что лишнее») помогают развивать познавательную активность детей, способствуют повышению интереса детей к изучаемому материалу, развитию исследовательских способностей, поисковой активности.
Для обеспечения личностно-ориентированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании, развития эмоциональной сферы, отношений детей к познавательному материалу и выполняемой деятельности использую методы :
- эмоционально-сенсорного воздействия (музыкотерапия, релаксация, сказкотерапия, цветотерапия,
- контрастного сопоставления (воспитанники слушают отрывок песни на экране, второй куплет поют самостоятельно);
- побуждения к сопереживанию (эмоционально-образного воздействия : придумываю сказки-драматизации, театр теней на хакасском языке; задания «Опиши состояние», «Я могу тебе помочь», «Если я поделюсь» и т. д., в которых главными героями выступают животные, сказочные герои, цифры, буквы, овощи, книги – в зависимости от темы образовательной деятельности).
При всем разнообразии применяемых технологий, одной из приоритетных считаю технологию ТРИЗ, которую использую для развития речи воспитанников, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. При обучении родному языку технология ТРИЗ позволяет активизировать познавательную деятельность воспитанников; создавать мотивационные установки на проявление творчества; формировать условия для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексикой, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; развивает гибкость мыслительной деятельности.
Элементы различных психотехник позволяют мне достигать эффективных результатов в работе с детьми.
В процессе работы использую нестандартные способы организации образовательной деятельности : деловые игры, упражнения, творческие игры, сочинение сказок, элементы релаксации.
Формирую мотивацию детей к обучению через игровые моменты («помоги игрушке», использование игровых и сказочных персонажей); помощь взрослому (мотивацию использую для создания коллективных работ, коллажей, другой продуктивной деятельности, в которой воспитанники помогают мне, педагогу, любому другому герою образовательной ситуации); позицию «Научи меня» (научи Таню одеваться на прогулку, называя каждый элемент одежды на хакасском языке правильно); создание предметов своими руками для себя (наглядно показываю открытку, творческую работу и задаю вопрос : желаете ли вы подарить такую открытку маме? Ее можно сделать своими руками); художественное слово; ИКТ; предметно-действенный метод (сундучки, корзиночки и т. д.).
Активно показываю воспитанникам свое трепетное и чуткое отношение к родному языку. Часто использую хакасскую национальную одежду, украшения. Делюсь с воспитанниками успешными выступлениями на муниципальном и республиканском уровне. Собственным примером показываю, как современно, почетно и ответственно знать родной язык. Постоянно использую на занятиях тах-пахи, музыкальные инструменты. Как педагог, говорю о современности родного языка, уверенной возможности его включения в повседневную жизнь каждого носителя, провожу просветительскую работу среди родительской общественности.
Как итог: заявлений на обучение детей хакасскому языку в рамках программы дополнительного образования «Занимательный хакасский язык» увеличилась:
2020-2021 учебный год – 11 воспитанников старшей группы;
2021-2022 учебный год – 12 воспитанников старшей группы;
2022-2023 учебный год – 15 воспитанников старшей группы.
Помимо этого, результаты были достигнуты благодаря использованию в процессе образовательной и повседневной деятельности на хакасском языке ситуаций, формирующих у воспитанников умение делать самостоятельный выбор. Например: выбирать материалы, предметы, атрибуты необходимые для выполнения задания; определять ход и последовательность действий в рамках деятельности, самостоятельно выбрать вариант действия в предложенной учебной ситуации. Каждая образовательная деятельность завершается элементами рефлексии – воспитанникам предлагается самостоятельно выразить свои мысли по предложенной теме: «Что нового мы узнали?», «Что вам понравилось?», «Чему мы научились?», «Как ты чувствовал (а) себя?», «Чем хотите дополнить?», «Что изменить?».