Наталия Беляева
3d ручка — инновационный подход в развитии мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Речь-это не только средство общения, самопознания, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «3d ручка — инновационный подход в развитии мелкой моторики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Объемное рисование 3D ручкой
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь.
С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи.
Невмешательство в процесс формирования детской речи влечет за собой отставание в развитии ребенка.
Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Учёные, которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, в частности - это движения пальцев и кистей рук.
Еще философ и педагог Иммануил Кант писал,что «рука – это вышедший наружу головной мозг».
В. В. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
Уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики и общей умелости руки. Это связано со строением головного мозга. В левой височной доле есть зона клеток, условно ее можно назвать речедвигательной зоной. Она занимается иннервацией органов артикуляции, т. е. посылает сигналы на органы артикуляционного аппарата – каким образом они должны работать для произнесения определенного звука. А по соседству с этой зоной находится зона, отвечающая за движение пальцев рук. Один и тот же отдел мозга отвечает и за речедвигательные анализаторы, и за мелкую моторику. Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы автоматически развиваем и речь. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Н. И. Жинкин отмечал: “Управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами не будут сообщать в управляющий цент, что ими делается…Таким образом, кинестезии не что иное, как обратная связь. По которой центральное управление осведомляется, что выполнено из тех приказов, которые посланы на исполнение…”
Выявлена общая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют разнообразные виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок; массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук; игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками; катание шестигранных карандашей между ладонями; народные игры с ладошками; театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук; складывание рисунков из палочек; рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей. Он нуждается в постоянном комплексном коррекционном воздействии, которое должно быть начато как можно раньше. Если этот фактор будет упущен, то может развиться вторичное нарушение – общее недоразвитие речи или боязнь речевого общения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки ребенка к школе. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Особенно это важно в настоящее время, поскольку мелкая моторика у большинства детей дошкольного возраста недостаточно развита.
На этапе коррекции нарушений речи можно применять различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, движений пальцев рук.
Перед педагогами стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Необходимым условием для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах и используя различные методы и приемы.
На современном этапе развития дошкольного образования одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Коррекционная работа с ребенком должна проходить в игровой, динамичной, интересной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной форме. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.
Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика т. д. выявил возможность и необходимость сочетания в коррекции речевой патологии у детей различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных форм занятий для развития мелкой моторики детей.
Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку не только в игровой, но и нестандартной форме. Такой, например, как работа с 3д ручкой. В играх с 3д ручкой – сложные упражнения становятся для ребенка увлекательным, интересным, запоминающимся занятием.
Работа с 3д ручкой – одна из интересных, неординарных форм развития мелкой моторики. Движения при работе с 3д ручкой – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с3д ручкой – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. Тонкие движения руки при работе с3д ручкой способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При выполнении различных действий с 3д ручкой решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их с зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас проб и действий в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет к более высокому уровню развития мышления : наглядно – образному. Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее.
Выполнение движений пальцами в процессе работы с 3д ручкой индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном счете, стимулирует развитие речи.
Одновременно с развитием речи происходит развитие и остальных психических процессов, таких, как память, внимание, мышление.
Упражнения с3д ручкой создают благоприятный эмоциональный фон.
При работе с 3д ручкой ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять в процессе работы.
Если движения ребенка сопровождать словами, то усилится контроль, за их выполнением.
Развивается память : ребенок учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений.
В процессе этой деятельности у ребенка развивается воображение и фантазия.
В результате этого вида деятельности, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что облегчит в дальнейшем освоение ребенком навыков письма.
Изделия, выполненные 3Д ручкой можно использовать как наглядное пособие для развивающей и коррекционной работы всех компонентов речи.