Галина Носова
Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (3 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями воспитанников
Для родителей подготовила родительское собрание на тему «Игра в жизни дошкольника». Родители узнали, что такое сюжетно-ролевая игра, в какие игры играют их дети, и какие игровые умения у них развиваются.
Чтобы родители имели представление о том, как выражается активность ребенка в игре, провела консультация на тему «Воспитание активности в творческих играх», и готовились к игре дома: пополняли знания детей об окружающем- читали, создавали игровую обстановку, принимали участие в игре.
Публикация «Опыт работы „Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста“ (3 часть)» размещена в разделах
Оформила в помощь родителям папку-передвижку на тему «Домашний игровой уголок».
В помощь родителям подготовила стенд: «Особенности игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста».
Организовала фотовыставку «Сюжетно-ролевая игра «Больница для игрушек».
Чтобы заинтересовать детей вопросом развития игровых умений детей, способствовать возникновению и развитию игр на темы из окружающей жизни, предложила родителям анкетирование: «Выявление игровых интересов и предпочтений ребенка дома».
В итоге, вместе с родителями сделали вывод, что родители принимают активное участие в подготовке атрибутов к сюжетно-ролевым играм, способствуют сплочению детского коллектива, помогают развивать игровые умения детей, играя с детьми дома. У детей развиваются : умения выбирать роль, игровые умения- действия с предметами и взаимодействия с партнерами.
2.2. Контрольно-оценочный блок опыта работы
Для определения уровня сформированности игровых умений в сюжетно-ролевой игре, по игровому воспитанию 2 раза в год проводится диагностика (сентябрь и май).
Для диагностики были использованы критерии разработанные Н. Ф. Губановой.
Диагностика помогла подойти к решению следующих задач:
1) выявления уровня взаимодействия друг с другом в непродолжительной совместной игре.
2) выявления умения разыгрывать простейшие сюжеты в сюжетно-ролевой игре.
Для проведения данной диагностики были разработаны критерии полные и эмоциональные действия на которые отмечались знаком «+», а краткие, сдержанные действия или отсутствие таковых отмечались знаком «-». Преобладание знаков «+» определило высокий уровень, «-» низкий уровень.
Для удобства обработки данных выделили следующие критерии:
– высокий; - средний; - низкий.
Расшифровка каждого уровня:
Высокий уровень. Ребенок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы–заместители, самостоятельно подбирает игровой материал.
Средний уровень. Ребенок проявляет эмоциональные действия в игровом взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Низкий уровень. Ребенок достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.
Цель данной диагностики: проанализировать развитие игровых умений у детей младшего возраста на основе предложенного игрового сюжета.
Для проведения диагностики предлагается 10 игровых ситуаций, на основании которых выявляют сформированность игровых умений у детей младшего дошкольного возраста :
1. Уложим спать куклу Катю
2. Сварим суп для куклы Кати
3. Мама стирает белье
4. Мама лечит дочку Катю
5. Мама и дочка гладят белье
6. Мама и дочка идут в магазин за продуктами
7. Мама и дочка идут на прогулку
8. Мама и дочка встречают гостей
9. Мама играет с дочкой Катей
10. Мама и дочка убирают комнату
Данное диагностическое обследование помогает увидеть, насколько развиты игровые, умения и какие затруднения у детей вызывают те или иные сюжеты ролевых игр.
Диагностическое обследование проводилось путем наблюдения за действиями детей, с использованием предметно-игровой среды, с опорой на жизненный опыт ребенка. По ходу диагностики детям задавались вопросы, на которые они поочередно отвечали. Целесообразно на диагностику приглашать не более 5 детей, чтобы наиболее точно оценить умение и навыки каждого ребенка.
Уровень сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста на апрель 2014 г.
№ п/п Имя ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний Уровень
1 Даша К. + + + + + + - - - - С
2 Егор С. + + + - + - - - - - Н
3 Никита С. + + - - - - - - - - Н
4 Ника С. + + + + + + + - + - В
5 Ваня М. + - - - - - - - - - С
6 Аня Ш. + - - - + - + + - + В
7 Женя Б. + - - - - - + - - - С
8 Гоша П. + + + + - - - - - - Н
9 Лиза Я. + + + + - - + - - - С
10 Кирилл Д. + + + - - - - + + + В
Высокий 30 %
Средний 40 %
Низкий 30 %
Анализ результатов (в конце учебного года) констатирующего этапа дает возможность говорить о достаточном уровне сформированности игровых умений у детей младшего дошкольного возраста. И необходимо продолжать целенаправленно работать по формированию игровых умений и навыков у детей обогащая их игровой опыт.
III. Заключение
Выводы по опыту работы
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Игра дает радость в общении с единомышленниками. Итак, игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста.
Именно сюжетно-ролевые игры, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.
Основные источники:
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. : Просвещение. 1987.
2. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
3. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика,1991.
5. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. М. : Педагогика, 1975г.